Между тем дефицита картофеля, если верить заявлениям Минсельхоза, нет, ажиотажного спроса на него тоже не наблюдается – при таких-то ценах! Вот «второй хлеб» знай себе дорожает…
Всем известно, что картофель входит в нашу потребительскую корзину и цены на него должны отслеживаться государством. И если они растут аномальными темпами, как в этом году, то производителями и торговлей должны заняться надзорные органы. Это их работа.
Только почему они ждут призыва из Госдумы? И как скажется на розничных ценах проверка «людей в мундирах»?
В Федеральной антимонопольной службе предполагают, что цены накручивают промежуточные звенья. Дескать, от опта (поля) до торговой точки картофель нужно привезти, отсортировать, упаковать и какое-то время хранить, чтобы он не испортился. Вот, за каждую такую операцию посредники накидывают свои проценты, в итоге на прилавке картошка становится в три-четыре раза дороже.
Известный картофелевод Владимир Акатьев не верит, что надзорные органы могут привлечь участников рынка к суровой ответственности за необоснованное повышение цен.
- Нет в Уголовном кодексе такой статьи, чтобы возбуждать дело за цены, - утверждает он. – У нас рыночная экономика. Кроме того, если смотреть на цены от производителя, то нужно проверить формирование цены на средства защиты растений, на солярку, минеральные удобрения… Они ведь тоже поднялись ого-го как! Это проблема комплексная. И если в нее вникать, то на следующий год цены на картошку будут еще выше.
- Вы по какой оптовой цене отгружаете в торговлю?
- У меня отборная картошка 10 сортов. Продаю по 20-25 рублей килограмм. Хочу сказать, что государство оказывает погектарную поддержку производителю. Но она меньше, чем в предыдущие годы. И в 20 раз ниже, чем в странах Евросоюза. С чего нашему урожаю быть дешевым?
- У вас есть посредники или перекупщики, которые поставляют клубни в торговлю?
- Впервые о таких слышу. Между мной и торговлей нет ни одного человека, ни одного звена. Производитель работает с торговыми сетями по прямым договорам. Это значит, что он на своем транспорте привозит уже отсортированный, откалиброванный и упакованный (если это предусмотрено контрактом) товар.
…Похоже, что в самом начале масштабной проверки всплывает то, чего нет на самом деле. Не исключено, что надзорные органы могут напрасно искать черную кошку в темной комнате.
Как известно, урожай картофеля нынешнего года в общественном производстве составляет около 7,2 миллионов тонн – против 8,6 миллиона в 2023 году. Виной всему не столько майские заморозки (они, кстати, почти не задели картофельные посадки), сколько сильная засуха. Отсюда и недобор урожая, и его низкое качество.
В 2023 году в России было перепроизводство картофеля, его скармливали свиньям и ссыпали в овраги: торговля из-за затоваривания не принимала урожай даже по 5 рублей за килограмм. В результате многие хозяйства разорились и, чтобы не работать в убыток, перестали заниматься этой культурой.
Наверное, можно спросить у ответственных чиновников: почему у нас так всегда – то густо, то пусто? Почему нет стратегии развития отрасли, когда каждый производитель знает, что государство гарантировано купит по фиксированной цене его товар и продукцию не придется выбрасывать на свалку?
С чего бы в такой ситуации картофелю не показывать рост цен? На дефиците все участники рынка, от мала до велика, хотят отыграться и заполучить высокую маржу.
Вот на следующий год в России снова случится перепроизводство «второго хлеба». Все кинутся его выращивать, потому что цены сегодня запредельные.
По мнению аграрного аналитика Александра Корбута, расследовать прокурорам в сложившейся на рынке картофеля ситуации особо нечего.
- Понятно, что урожай клубней в нынешнем году ниже прошлогоднего, - поясняет он, - этот вопрос надзорными органами вряд ли будет изучаться. У нас недостаточно современных овощехранилищ – эта тема тоже рассматриваться не будет. Если проверяющие что и станут мониторить, то ограничатся торговой наценкой: какая она и на сколько превышает установленный уровень. Периодически такие проверки устраиваются. Что касается посреднических фирм, то, в принципе, ритейл имеет все возможности создавать свои посреднические структуры и переводить туда часть возможной прибыли.
В свою очередь, руководитель аппарата Картофельного союза Татьяна Губина сообщила, что и ФАС, и торговые сети в принципе могут снизить цены на картофель, но только какой категории?
- На полках большое разнообразие товара, - говорит она. – От весового до мытого, упакованного. Покупатель предпочитает мытый, чистый, красивый. Но жалуется на высокие цены. Не учитывает, что в него вложен дополнительный труд. Однако нам нельзя усреднять чек по картофелю. Иначе сельхозпроизводитель разорится. Нынешний ассортимент позволяет выбрать товар по приемлемой цене.