Тарифы ЖКХ планируют на ближайшую трехлетку с поэтапным понижением финансовой нагрузки на граждан. Но потом выясняется, что расчеты оказались не самыми точными и их в очередной раз корректируют вверх. Например, в конце 2023 года Минэкономразвития прогнозировало рост тарифов ЖКХ на 2025 год на 5,7%. А они, как видим, поднялись в два раза выше. Скорее всего, так получится и с ожиданиями на 2026-2027 годы.
Одно ясно: с 1 июля 2025 года услуги ресурсоснабжающих организаций подорожают на 11,9 %. Но это в среднем по России, потому что для каждого региона федеральный центр устанавливает свои предельные значения. Так, с будущего года они сильнее всего вырастут в Пермском крае – на 21,1%. У москвичей оплата за "коммуналку" увеличится на 15%, у жителей Санкт-Петербурга на 14,6%... К тому же субъектам Федерации, в свою очередь, дано право отклоняться «от средней температуры по больнице» в зависимости от состояния коммунальной сферы.
Пока что нам бы пережить 2025 год, когда повышение коммуналки составит почти 12%. (С 1 июля нынешнего года тарифы ЖКХ повысились в среднем на 9,8%.) Не будем забывать, что с 1 января 2025 года повысится плата на содержание и эксплуатацию многоквартирных домов: лифтовое хозяйство, уборку лестничных маршей и подъездов... Все это в комплексе больно ударит по кошельку россиян. Утешает лишь то обстоятельство, что если совокупная коммунальная нагрузка превышает 22% от общего дохода семьи, то государство субсидирует таким квартиросъемщикам расходы на «коммуналку».
В общем, к росту коммунальных расходов население давно привыкло. Инженерная инфраструктура нуждается в замене – по этой причине зимой из-под земли бьют горячие гейзеры и мы сидим без тепла в квартирах. Никто не спорит – нуждается...
Смущает лишь то, что с будущего года на модернизацию коммунальных сетей ресурсоснабжающие компании должны направлять… 1,5% своей выручки. Наверное, мы не все знаем, но можно предположить, что остальная часть выручки у коммунальщиков уходит на то, чтобы латать дыры, которые появляются в зимний отопительный сезон. И чтобы хоть как-то поддерживать в рабочем состоянии трубопроводы. Однако такими темпами (по 1,5% в год от прибыли) мы не скоро обновим коммунальные сети…
По большому счету достоверно не известно, как эффективно коммунальные службы используют наши платежи. От этого доверия к ним никак не прибавляется. Оплата год от года растет, а качество коммунальных услуг в лучшем случае остается прежним.
И чем больше мы платим за тепло и вывоз мусора из подъезда, тем больше нам кажется, что уровень обслуживания МКД (многоквартирных домов) не соответствует вносимой нами оплате. Что буквально на каждом шагу нас обманывают. А почва для злоупотреблений в "коммуналке" есть.
Ну, например, этот установленный предельный индекс тарифов. Почему от него можно отклоняться? Зачем тогда его вообще устанавливать?
Эти вопросы задаем эксперту проекта Народного фронта «Жилье и городская среда» Павлу Склянчуку.
- Мы не знаем, как коммунальщики расходуют наши средства. Куда и за что платим?
- Раскрытие такой информации очень низкое, - соглашается он. - Управляющие компании должны предоставлять отчеты. Но, как правило, не делают этого по той причине, что они не обязаны раскрывать свою финансовую деятельность.
- Зачем правительству устанавливать предельные индексы отдельно для регионов? Не проще ли пользоваться единым тарифом для всех – и без всяких от него отклонений? Тогда и контролировать расходы коммунальщиков легко.
- Состояние коммунальных сетей в разных регионах разное. И в данном случае упрощение, формальный подход – не самый лучший вариант. Но то обстоятельство, что федеральный центр «спускает» предельные тарифы на места, вносит определенную путаницу. Как мне кажется, регионы должны сами заниматься тарифной политикой, исходя из ситуации.
- В каких случаях они могут отклоняться от установленного ориентира?
- Например, если в регионе, в каком-то городе или районе, выполняется масштабный проект по модернизации сетей. Допустим, устанавливаются новые водоочистные сооружения, идет замена трубопроводов или строится новая ТЭЦ… В этом случае тарифы могут отличаться от установленных предельных значений. Как в большую, так и в меньшую сторону. Губернаторам дано такое право.
- Которым они вряд ли пользуются, если речь об уменьшении тарифов. Но насколько они могут отличаться?
- Таких точных значений не существует. Обоснованность любого отклонения проверяет Федеральная антимонопольная служба. Ситуация в разных муниципалитетах региона может сильно отличаться друг от друга. Хотя в среднем по региону предельный индекс должен соответствовать тому, который установило федеральное правительство.