Мировая практика и российская специфика
Согласно данным ОЭСР, на рынках промышленного сырья на Россию в 2020 г. приходилось около 6% от всех экспортных ограничений, введенных в мире, и по этому показателю страна уступала только Индии (14%) и Китаю (19%). Экспортные ограничения активно применяются и к поставкам продовольственных товаров из России, а в 2023–2024 гг. действовали «курсовые» экспортные пошлины на широкий перечень сырьевых товаров и продукции низкой степени переработки.
При этом большинство стран (особенно развитых) стараются избегать применения ограничений на экспорт. Это связано с тем, что экспортные ограничения создают рыночные искажения, которые могут нанести долгосрочный вред экономическому развитию. Основные каналы реализации негативных последствий от долгосрочного применения экспортных ограничений: снижение экспорта и производства целевых (сырьевых) товаров, дестимулирование развития перерабатывающих производств, рост затрат на администрирование экспортных ограничений.
В России, как отмечает Кузнецов, в ряде секторов применение экспортных ограничений уже начинает носить среднесрочный характер, а практика использования экспортных пошлин скорее указывает на постепенное преобладание фискального мотива. Тем самым начинает прослеживаться реализация еще одного из рисков долгосрочного применения экспортных ограничений – рост зависимости доходов бюджета от экспортных сборов и, как следствие, конъюнктуры мировых рынков экспортируемых товаров.
Как минимизировать негативные последствия
Эксперт считает, что компромиссом между доходами бюджета и негативными эффектами экспортных ограничений может выступить относительно небольшая экспортной пошлина (например, 1-3%) на предопределённый перечень сырьевых товаров и продукции низкой степени переработки, для которых можно говорить об устойчивом наличии ресурсной ренты. Незначительный размер пошлины позволит мере не являться существенным фактором, ограничивающим предложение товаров на экспорт; не искажать стимулы переработчиков сырья к модернизации производств; а также минимизировать применение разнообразных схем обхода пошлины и упростить администрирование.
Последовательность и стабильность политики в отношении ограничений на экспорт обеспечит отсутствие стимулов к кратковременным обходным мерам, обеспечит компаниям возможность для стратегического планирования, а также позволит не подрывать доверие иностранных покупателей к российским производителям. Поэтому крайне желательно, чтобы перечень регулируемых товаров был жестко зафиксирован на среднесрочную перспективу, условия введения и величина ограничительных мер четко прописаны.
В долгосрочной перспективе необходимо отказаться от применения ограничений на экспорт и использовать их исключительно в качестве крайней меры для краткосрочной стабилизации рынков.