В будущем году ежегодное предложение нефти на международных торговых площадках будет в среднем превышать спрос на 1,2 млн баррелей, полагают аналитики Всемирного банка. В своем отчете ВБ обращает внимание, что ранее более значительный переизбыток сырья наблюдался всего лишь дважды за всю историю: после обвала котировок «черного золота» в 1998 году и во время пандемии коронавируса в 2020- м. Ожидаемый форс-мажор, как полагают специалисты, будет связан с замедлением роста промышленного производства в Китае, на который так рассчитывали добытчики энергоносителей. Падение темпов развития затрагивает большинство прогрессивных отраслей Поднебесной - агропромышленный комплекс, черную металлургию, строительный и автомобильный сектора. На фоне стагнации Пекин вынужден сталкиваться с растущей безработицей и снижением внутреннего потребления углеводородов, что незамедлительно отражается на всем мировом топливном пространстве.
По оценке ВБ, в связи с такими пессимистичными обстоятельствами с 2024 года по 2026 год мировые цены на сырьевые товары упадут почти на 10%. Опрошенные «МК» российские аналитики не столь категоричны в своих выводах и уверены, что участникам рынка по силам стабилизировать ситуацию на сырьевых биржах.
- Можно ли верить таким скептическим прогнозам ВБ или специалисты банка все-таки «перегибают палку»?
Александр Шнейдерман, руководитель департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-Форекс»:
- Представленные ВБ статистические выкладки служат, скорее, не прогнозом, а отражают действительность. По итогам 10 месяцев 2024 года стоимость Brent уже снизились до $72,8 за «бочку». В сравнении с 2023-м, когда среднегодовые цены североморского сорта составили $82,6, и тем более 2022-м годом, когда аналогичный показатель превышал $100, нынешний уровень можно считать серьезным провалом.
Между тем, ВБ опирается на фундаментальный фактор, предсказывая, что мировое предложение существенно превысит спрос, отчасти игнорируя геополитическую составляющую. В банке, конечно, не забыли о ближневосточном конфликте, но не придают ему должного значения. Перспективы разрешения сложной ситуации в этом регионе в обозримом будущем туманны, а число нефтедобывающих стран, участвующих в конфликте, постоянно расширяется. Это грозит не превышением предложения над спросом, а ровно обратной ситуацией - цены на нефть имеют шанс скачкообразно вырасти. Самым вероятным сценарием для сырья представляется традиционная стоимостная волатильность.
Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global:
- Нового заметного падения нефтяных котировок нельзя исключать, так как история уже сталкивалась с подобными обвалами сырьевого рынка. Особенно это вероятно при победе Дональда Трампа на президентских выборах в Америке, поскольку он обещал поддержку добывающему сектору США. Такой сценарий способен привести к увеличению предложения «черного золота» и превышению уровня поставок над спросом на мировом рынке.
Однако пятилетние минимумы по Brent находятся ниже $20 за баррель. При снижении цен до этих отметок добытчики сланцевой нефти из США начнут уходить с рынка из-за отрицательной рентабельности производства, что вновь снизит предложение и приведет к росту котировок. Таким образом, даже если обещанный ВБ провал произойдет, то этот период окажется недолгим.
Владислав Антонов, финансовый аналитик BitRiver:
- На мой взгляд, существуют все основания с оптимизмом смотреть в будущее. По данным Управления энергетической информации США, запасы нефти в Америке за последнее время снизились более чем на 500 тыс. баррелей, хотя еще накануне ожидалось увеличение этих резервов на 2,3 млн «бочек». Поэтому есть вероятность, что в ноябре котировки Brent выравняются хотя бы до $74.
- Каких шагов следует ждать от ОПЕК+ в случае резкого падения котировок? Смогут ли участники альянса стабилизировать цены?
Александр Шнейдерман:
- Участникам ОПЕК+, безусловно, выгодно поддерживать приемлемый для своих бюджетов уровень цен. Нельзя исключать того, что альянс пойдет на дополнительные сокращения производства, если увидит риски долговременного падения котировок.
Вашингтону, в свою очередь, выгодны более низкие цены. Правда, такие настроения будут актуальны для Соединенных Штатов в большей степени в электоральный период, когда избиратели остро реагируют на рост цен на автомобильное топливо. В перспективе же и США больше устроят цены выше $70 за баррель, так как только такой уровень станет залогом рентабельности добычи трудноизвлекаемой нефти.
Владимир Чернов:
- Пока ОПЕК+ «держит в руках» и относительно успешно регулирует мировой сырьевой рынок. Резкое падение котировок потребует экстренного реагирования. В такой ситуации Россия и другие участники альянса могут временно сократить как производственные квоты, так и реальные объемы экспорта нефти на глобальный рынок. Впрочем, не стоит забывать, что среди участников альянса в последнее время не наблюдается единства. Есть высокая вероятность, что скоро организация перестанет единодушно принимать решения о координации добывающих мощностей. В частности, Саудовская Аравия не скрывает, что намерена вернуть свою долю рынка и отказаться от идеи удерживать цены в районе $100 за «бочку».
- Можно ли оценить ущерб российскому бюджету от потенциально низких цен на нефть?
Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets:
- Для России максимально комфортной стоимостью нефти является диапазон в $80-90 за баррель Brent. Российская марка Urals торгуется с дисконтом в $10-12 по отношению к североморскому сорту. Бюджет нашей страны сверстан из цены в $70 за Urals. Если прогноз ВБ оправдается и в следующем году среднегодовые котировки Brent составят $73, а в 2026-м - $72, для балансировки бюджета России, возможно, придется воспользоваться средствами из Фонда национального благосостояния (ФНБ). В большей степени пострадают такие сегменты, как ЖКХ, образование и медицина, а также частично транспортная отрасль и наукоемкие производства.
Правда, в случае временного или частичного отключения ближневосточных игроков от мировых поставок Москва сможет компенсировать потери, перенаправив свои потоки покупателям, ожидающим нефть из эпицентра конфликта. Подспорьем в этом для нашей страны станет «теневой» танкерный флот, который, как показала практика, прекрасно справляется с поставленными задачами, несмотря на противостояние Запада.
Владимир Чернов:
- В настоящее время оценить ущерб очень сложно, так как пока неизвестно, до каких именно отметок упадут цены на нефть. За период с января по сентябрь 2024 года нефтегазовые доходы российского бюджета составили 31,7%. При падении стоимости барреля вдвое российским чиновникам придется сократить порядка 15% бюджетных трат. Это означает, что придется отказаться от множества статей расходов. Социальные статьи, разумеется, постараются сохранить, в то время как основной удар придется на различные инвестиционные и инфраструктурные проекты. Фонд национального благосостояния на 1 сентября составлял 12,2 трлн рублей, а расходы российского бюджета на 2025 год запланированы на уровне 41,5 трлн рублей. Таким образом, при необходимости использования средств ФНБ хватит, чтобы компенсировать выпавшие объемы нефтегазовых доходов бюджета в будущем году, даже в случае снижения мировых цен на нефть до $20 за баррель.