Если верить данным производителей, под сокращение поставок попадает сливочное масло жирностью 72,5% и 82%. Связано это с тем, что переработчики молока «столкнулись с агрессивной инфляцией сливок-сырья». За первое полугодие 2024 года они подорожали почти на 40%, а с января – на 46%. Такая же картина наблюдается и с молоком: ценники взлетели на 48% и 55% соответственно. К тому же сказывается низкое содержание жира в закупаемом молоке-сырье… В общем, свыше 10 крупнейших производителей информируют торговые сети о частичной корректировке стоимости продукта.
Минсельхоз, в свою очередь, утверждает, что держит ситуацию под контролем. Как считают в аграрном ведомстве, рынок России полностью обеспечен сливочным маслом. Более того, «ожидается наращивание объемов выпуска продуктов переработки с учетом увеличения производства молока».
Действительно, по данным ассоциации «Руспродсоюз», производство сливочного масла в России за период январь-август нынешнего года составило 221,1 тысячи тонн, что на 3,5 тысячи тонн больше аналогичного периода прошлого года.
Странно все это. Молокопродуктов становится больше, а цены на них не снижаются, а, наоборот, растут. Ведь только с июля сливочное масло подорожало на 8%. А если брать с начала 2024 года, то, по данным Росстата, стоимость 200-граммовой пачки выросла на 21,5 %. Впрочем, по мониторингу других структур сливочное масло подорожало еще сильнее – на 25,1%.
Парламентарии из Госдумы даже просят Минэкономразвития задействовать механизм предельной стоимости на масло как на социально значимый продукт.
Просим прояснить этот парадокс Игоря Абакумова – кандидата экономических наук, ведущего программы «Сельский час». Он рассказывает, что молоко для производства масла должно иметь стандартную жирность: 3,4–4%:
- Масло взбивают из сливок, если сырье недостаточно жирное, то масла выходит значительно меньше, у производителя снижается рентабельность.
Молока на рынке становится не больше, а меньше, - продолжает он. - Если по отчетам Минсельхоза надои на одну корову в 2024 году и увеличились в организованном секторе, то отрасль практически потеряла личные подсобные хозяйства. На подворьях в последние годы коров стало меньше примерно на 1,5 миллиона голов. Я часто бываю в южных регионах России, еще лет пять назад в деревнях было по 100-150 буренок, крестьяне жили за счет молока, продавали его на переработку. Некоторые хозяева держали по 5-6 и даже 10 коров. Сейчас такое количество осталось на всю деревню. Откуда взяться молоку?
- Но в магазинах ассортимент сливочного масла пока вполне широкий. Он действительно может скоро обеднеть?
- Он не обеднеет. Ведь есть еще и импортные закупки. Но масло подорожает однозначно. Во-первых, валютный курс не в пользу рубля, а во-вторых, логистика, доставка. Все это отразится на розничной цене.
- Никакого дефицита сливочного масла в торговых сетях нет, - заверяет нас заместитель исполнительного директора Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Шамиль Магомедов. – Причина подорожания сливочного масла в том, что не хватает молока. Из 19 проверенных производителей в 14 выявили молоко, которое не соответствует требованиям ГОСТа. В нем были жиры растительного происхождения, пальмовое масло. Нехватку сырья переработчики компенсируют этим ингредиентом, с которым в нашей стране сегодня идет активная борьба.
- Учитывая сложившиеся обстоятельства, торговые сети оставят скидки для покупателей на сливочное масло или отменят их?
- Они, конечно, останутся, но никто ниже себестоимости производства продавать не станет. А она растет, здесь никуда не денешься. Есть иностранные комплектующие, фасовка, упаковка, в конце концов проблемы с мигрантами... Все это разгоняет цены. Но дальше они расти вряд ли будут, правительство решит этот вопрос, наверняка будет облегчен импортный завоз молока в Россию из дружественных стран, дефицит сырья исчезнет.
В «Руспродсоюзе» нам назвали основные факторы подорожания сливочного масла. С начала года молоко выросло в цене на 10-20%, логистика прибавила 30-35, аренда складов - 16-25%...
Зампред правления ассоциации Дмитрий Леонов говорит, что для «усмирения» цен необходимо, чтобы и торговые сети, и производители снизили наценку на социально значимый товар.
- Однако торговля утверждает, что их наценка и без того минимальная, только чтобы самим выжить…
- Они имеют в виду какую-то одну позицию из десятков сортов, представленных на торговой полке. Средние цены на сливочное масло в опте составляют 606,4 рубля за килограмм, а в рознице этот килограмм стоит уже 1040,7 рубля. Вот и считайте, какую наценку на этот продукт устанавливают торговые сети. Больше 70%.