С января по август суммарные поступления оборотных налогов, включая НДС, увеличились на 15,5% год к году и превысили плановый уровень. Это обстоятельство, отметили в Минфине, формирует устойчивую базу для дальнейшего опережающего роста доходов. Ранее директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов заявил, что по итогам текущего года объем ненефтегазовых доходов федеральной казны может достичь 12,5% ВВП.
Что касается доходов нефтегазовых, они за восемь месяцев прибавили впечатляющие 56,2%, составив 7,55 трлн рублей. Произошло это не столько благодаря относительно высоким котировкам ценам на нефть марки Urals (и, соответственно, росту экспортной выручки), сколько за счет эффекта низкой базы. В 2023-м резко ужесточились санкции в отношении сырьевого сектора РФ: прежде всего вступило в силу эмбарго на поставки нефтепродуктов морским транспортом, а до этого, в декабре 2022-го, – на морские перевозки нефти. Ограничения коснулись также страхования, брокерских услуг и финансирования операций с нефтью, продаваемой выше потолка в $60 за баррель. В итоге нефтегазовые доходы снизились в январе-августе прошлого года на 38,2% в годовом выражении, до 4,83 трлн рублей.
Ну а что же послужило толчком для роста ненефтегазовых доходов?
«Ненефтегазовые доходы растут пропорционально экономическому росту, – считает директор Центра структурных исследований РАНХиГС Алексей Ведев. – Думаю, по итогам года ВВП прибавит примерно 4%. Однако реальный, а не статистический показатель будет несколько ниже, поскольку приходится делать поправку на достаточно высокую инфляцию. По последним данным, в середине лета правительство пошло на бюджетную консолидацию, сократив расходы. В июле бюджет свели с профицитом».
По словам профессора Финансового университета при Правительстве РФ Алексея Зубца, в этом году мы наблюдаем оживление экономики, многих ее секторов. Только в первом квартале ВВП вырос на 4,5%. Впрочем, тут опять же во многом сказался эффект низкой базы первого полугодия 2023 года, когда ухудшились ключевые макроэкономические показатели. Кроме того, сегодня государство собирает больше налогов – и с предприятий, и с населения. Денег на руках стало больше и у бизнеса, и у граждан. Однако плохо то, что накачка экономики происходит с двух сторон: растут не только объемы производства определенных товаров, но и инфляция.
«Ненефтегазовые доходы показывают стабильно высокую динамику поступления, – отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. – Главным образом, речь идет об оборотных налогах и налогах на прибыль, поскольку они в меньшей степени подвержены статистическим эффектам базы».
Бурный рост ненефтегазовых доходов имеет свою специфику, которая заставляет относиться к происходящему трезво, без лишних восторгов, рассуждает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. Ситуация, по его словам, обусловлена затянувшимся бюджетным импульсом и тем перегревом экономики, на который неоднократно указывал Центробанк. Триллионы рублей идут главным образом в обрабатывающую промышленность, чьи предприятия зарабатывают на госзаказах, производят всевозможные металлоизделия и платят соответствующие налоги. Круговорот денежных средств происходит в замкнутой системе, регулируемой государством, но при этом порождающей рост рублевой массы и обесценивание национальной валюты.