Данная группа товаров очень быстро реагирует на изменение курса рубля, на усложнение логистических цепочек, на трудности с платежами, подчеркивает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. По мнению эксперта, рост цен связан и с ростом издержек, и с инфляционными ожиданиями людей.
«Многие потребители одежды и обуви консервативны при выборе марок одежды и стараются покупать то, что они покупали 3-5-10 лет. Они доверяют производителям, - считает Янин. - Люди понимают, что в среднем цены растут на 15-20% в год. При этом они все равно готовы платить за те же товары на 15-20% больше, чем год назад. Не думаю, что произойдет существенное импортозамещение в этой части».
Другой точки зрения придерживается эксперт рынка товаров повседневного спроса Александр Анфиногенов. Он отметил, что за время существования рыночной экономики не было ни разу, чтобы осенью не повышались цены на ряд товаров. Были дефолты, были политические изменения, была инфляция, но все равно цены осенью всегда растут, а под новый год снижаются для того, чтобы люди что-нибудь купили как бы с хорошей скидкой. Такие ценовые качели являются ежегодными, говорит экономист. По его словам, в этом году ничего существенно не поменялось: сейчас цены на верхнюю одежду выросли, а в феврале реально станут ниже.
Если говорить о стоимости верхней одежды среднего ценового сегмента, то если она и выросла, то несильно. Во многом этому способствовал рост популярности онлайн продаж.
«На электронных площадках представлено большое количество товаров многих производителей. Люди могут не тратить время и средства, чтобы добраться до нужного магазина. Теперь есть возможность выбрать нужный товар онлайн. Конкуренция на таких площадках огромная, поэтому и цены продавцы не задирают, чтобы привлечь своего покупателя», - подчеркивает собеседник «МК».
Потребителя в любом случае волнует соотношение цена-качества. Если эксперты говорят о том, что стоимость верхней одежды практически не изменилась, то как обстоит ситуация с качеством этих вещей? Анфиногенов отмечает, что производители всех товаров, в том числе и одежды, нацелены на оптимизацию затрат, чтобы больше заработать. Но если говорить именно о верхней одежде, то сегодня она перестала быть дорогим предметом гардероба для российского потребителя.
«Можно купить бюджетную куртку, проходить в ней сезон, а на следующий год взять что-то новое. Это будет вполне бюджетно. Нет необходимости, как это было раньше, покупать пальто или шубу на века, - продолжает эксперт. – Попытки производителей оптимизировать производство, заменить ткань, наполнитель или фурнитуру не будет болезненно для потребителя».
Между тем, по словам Александра Анфиногенова, актуальность ремонта некоторой верхней одежды все равно сохраняется.
«Если что, то какой-то мелкий ремонт, например куртки, можно и самому провести. Молнию или заклепки поменять несложно. На маркетплейсах продаются для этого специальные наборы. А вот если ремонт сложный, то надо выяснить, что будет дешевле. Возможно, покупка обновки обойдется в меньшую сумму, нежели ремонт старой вещи».