МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Майнинг выходит из тени: криптовалюту можно будет легально использовать в международных расчетах

Легальность крипты в значительной степени все так же ограничена

В конце июля закон о майнинге, регулирующий и де-факто легализующий добычу криптовалют на территории России, был принят Государственной думой сразу во втором и третьем чтениях, а 2 августа Совет Федерации одобрил его. Одновременно с законом о майнинге (пакет изменений в существующем законодательстве о регулировании цифровой валюты) были приняты дополнительные поправки, разрешающие биржевую торговлю криптовалютой и использование криптовалют во внешнеторговых сделках, правда, пока только в рамках экспериментального правового режима.

Фото: Алексей Меринов

Депутат Госдумы, один из соавторов законодательных поправок Антон Горелкин, в связи с их принятием заявил: «Сегодня мы рассматриваем криптовалюты как инструмент обхода санкций и точку высокотехнологичного экспорта». Также, по мнению депутата, после принятия закона о майнинге у России появился шанс обогнать США в криптовалютной сфере.

В вышеприведенный абзац очень хотелось бы добавить эпитет «многострадальный закон», но в действительности, несмотря на то, что закон был внесен в Думу почти два года назад, в ноябре 2022-го, его обсуждение не было особо ярким или трагичным, по крайней мере в публичном поле. Да и принят он был фактически в том же виде, как и предлагался в проекте, исключительно с техническими уточнениями ко второму и третьему чтениям. Он просто слишком долго, по мнению финансовых экспертов, лежал без движения. Впрочем, общеизвестно, что задержки в принятии обновлений законодательства были связаны с разногласием позиций Министерства финансов и Банка России по поводу отдельных аспектов легализации криптовалюты в РФ. Но уже в ноябре прошлого года руководителем ЦБ на заседании Думы было заявлено, что позиции по регулированию крипты в РФ согласованы со всеми заинтересованными ведомствами. И хотя у правоохранительных ведомств еще оставался рад частных вопросов, стало понятно, что закону фактически дан зеленый свет. Однако он так и лежал без движения. Скорее всего, задержка носила характер технический. Законодательных инициатив рассматривается сейчас много, процесс принятия небыстрый...

Возможно, закон о майнинге до сих пор лежал бы и ждал своей очереди на рассмотрение в осеннюю сессию Думы, если бы не президент РФ. На совещании правительства по экономическим вопросам 17 июля Владимир Путин обратил внимание, что он уже давал поручения урегулировать майнинг цифровых валют в России, включая вопросы налогообложения этой деятельности и тарифные решения. Попутно глава государства отметил, что на майнинг в настоящее время в России расходуется 16 миллиардов кВт.ч, а это 1,5% общего потребления энергии в стране, и что от этого наблюдается дефицит мощности в отдельных регионах, в Иркутской области, Бурятии и в Забайкальском крае. «Вопрос на самом деле острый и чреват серьезными последствиями для предприятий системы ЖКХ конкретных городов и поселков <…> требуется принять правильные, своевременные решения, в том числе системные, на уровне федерального закона», — заключил Путин. И вот повторное поручение президента привело в движение механизм принятия давно согласованных законодательных инициатив.

Итак, законы о легализации криптовалюты приняты. Значит ли это, что теперь можно легко и свободно производить, продавать и покупать крипту в стране? Скорее все же нет, чем да. С одной стороны, законное получение крипты в России стало теперь возможным с помощью майнинга. С другой стороны, легальность крипты на сегодняшний день в значительной степени все так же ограничена. Свободное обращение криптовалют по-прежнему невозможно. Принятые законы запрещают предложение цифровых валют «неограниченному кругу лиц», а также «товаров (работ, услуг) в целях организации обращения и (или) обращения цифровой валюты». Также законы запрещают рекламу криптовалюты, оборудования для майнинга и соответствующей инфраструктуры. И в целом нужно отметить, что принятое законодательство в первую очередь направлено на поддержку внешнеторговых операций. Для физических лиц, криптоинвесторов, инвестирующих в крипту на зарубежных площадках, принятые законы ничего не меняют.

Наиболее либерально новые законы относятся к производству крипты, собственно майнингу. По закону этой деятельностью могут заниматься российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, после того как они будут включены в соответствующий государственный реестр. Кроме того, закон оставляет возможность заниматься физическим лицам, не включенным в реестр, «бытовым» майнингом при условии, что потребляемая ими электроэнергия не будет превышать определенных лимитов, которые еще предстоит определить. Против данного положения выступал Комитет Госдумы по энергетике, указав, что сложно будет организовать надзор за потреблением незарегистрированных майнеров, механизм ограничений окажется нерабочим, так что «черный майнинг» продолжится. Реестр майнеров поручается создать Минцифры. Этому же министерству поручено ведение реестра и регулирование деятельности легальных майнеров. Осуществляющие добычу криптовалюты лица обязаны предоставлять регулятору всю информацию о добытой цифровой валюте, включая идентификаторы токена (числа, однозначно определяющие добытый «коин»). При нарушении требований закона лицом, осуществляющим майнинг, регулятор исключает его из реестра и запрещает майнинговую деятельность. Запрещается заниматься добычей крипты лицам с непогашенной и неснятой судимостью за преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти либо за умышленные преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, лицам, о которых имеются сведения о причастности к экстремистской деятельности.

Хотя одним из основных обоснований для либерализации майнинга в стране является дешевизна электроэнергии, по поручению Путина для майнеров вводятся жесткие условия по потреблению электричества. Правительству поручено разработать особенности частичного или полного ограничения на энергопотребление устройств майнинга для физических лиц, не включенных в реестр майнеров. Также Правительство РФ может запретить майнинг на отдельных территориях и в отдельных субъектах Российской Федерации. Закон запрещает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занятым в деятельности по передаче электроэнергии или в деятельности по диспетчерскому управлению в энергетике, заниматься добычей крипты.

Но если свободное обращение криптовалют невозможно, то что же предполагается делать с добытой криптой? Для этого предлагают сразу несколько механизмов. Во-первых, закон о майнинге позволяет российским цифровым финансовым активам торговаться на иностранных биржах ценных бумаг. Цифровые финансовые активы, являясь вторичной ценной бумагой «права требования актива», могут быть выпущены в том числе и на добытую криптовалюту. Во-вторых, параллельно на российские площадки допускаются иностранные цифровые финансовые активы, если таковые попадают под российское определение ЦФА. Обмен отечественными и зарубежными правами требования в теории позволяет осуществлять международные транзакции. Впрочем, ЦФА представляется достаточно экзотическим механизмом для торговли криптой и внешнеторговых операций.

Основными видятся механизмы, выделенные в рамках поправок в Закон об экспериментальных правовых режимах (ЭПР) и Закон об организованных торгах. Согласно этим поправкам Банк России в рамках ЭПР может использовать криптовалюту как валютную ценность и проводить операции с цифровыми валютами в качестве средства платежа по внешнеторговым договорам, заключенным между резидентами и нерезидентами. А в рамках поправок к закону о торгах ЦБ может утвердить ЭПР для торгов цифровой валютой в РФ. От ЦБ в рамках ЭПР требуется определить порядок допуска цифровых валют в качестве товара к торгам и требования к организаторам торгов.

И наконец еще одна новая норма позволяет Банку России создать платформу для операций с криптовалютами в рамках национальной платежной системы (НПС). Соответствующие поправки внесены в закон о НПС. Здесь от ЦБ также требуется определить правила работы данной платформы, требования к оператору и участникам платформы. По принятым законам в рамках ЭПР уже в сентябре ЦБ может проводить три разных пилотных проекта с криптой: прямое использование криптовалюты во внешнеторговой деятельности, торги криптой на отечественной бирже или в торговой системе, создание оператора по расчетам в крипте в рамках НПС. При этом о готовности проводить внешнеторговые операции с криптовалютой ЦБ уже заявил.

Таким образом, легальные майнеры смогут реализовать добытую цифровую валюту несколькими путями. Например, выпустить цифровые активы и обменять их на товары и услуги, в том числе на международном рынке ЦФА, если таковой состоится, продать крипту на бирже за рубли, оплатить криптой товары и услуги в РФ. Какой из механизмов будет предпочтительным, пока предугадать сложно. Главное, участники международной торговли смогут законно использовать легально добытую в РФ криптовалюту в международных расчетах. Насколько это будет востребовано и насколько подвержено рискам вторичных санкций, мы узнаем уже скоро.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах