На текущий момент в границах «старой» Москвы в реализации находится 135 жилых и апарт-комплексов бизнес-класса. Это приблизительно 37% от всех новостроек (без учета ТиНАО). Доля бизнес-класса растет за счет сокращения количества новых проектов комфорт-класса.
Чаще всего в рекреационной зоне новостроек бизнес-класса встречаются спортивные залы. Они есть в 32 проектах (24% от общего предложения). Причем речь не идет о фитнес-клубах, закрытых манежах для минифутбола, баскетбола или сетевых спортцентрах, оснащенных дорогим оборудованием. Зачастую, для поддержания спортивной формы жильцам предлагают небольшие камерные помещения для занятия йогой и пилатесом.
На втором месте по популярности занимают салоны красоты. Они предусмотрены в 18 проектах бизнес-класса (13%). Также в 18 комплексах есть гранд-лобби и общественные гостиные (лаундж-зоны) на других этажах новостроек.
Отметим, что ритейл, воркаут-зоны, заведения общепита, химчистки и другие бытовые службы в исследование не попали, поскольку они уже давно на столичном первичном рынке жилья являются обязательным атрибутом абсолютного большинства проектов бизнес-класса.
Коворкинги заняли почетное третье место в исследовании. Пространства, в котором любой желающий может арендовать место для работы, запроектированы в 14 проектах бизнес-класса (10%). Самый необычный коворкинг запланирован в комплексе на юго-западе Москвы на уровне 25-го этажа, откуда открывается шикарный панорамный вид на город. По соседству расположены детские игровые комнаты и спорзал.
Торговые галереи, бассейны и SPA-зоны предусмотрены в 12 комплексах бизнес-класса (по 9%). «Сегодня в Москве сегмент SPA-услуг, как фитнес-индустрия, развивается достаточно бурно. Правда, на рынке первичного жилья он пока представлен не широко», – сообщил коммерческий директор ГК «Основа» Игорь Сибренков. По его прогнозу, ближайшее время ситуация существенно изменится, поскольку сектор SPA-услуг может вырасти вдвое, в том числе за счет помещений на территории жилых и апарт-комплексов.
Детские игровые комнаты имеются в 11 новых проектах (8%). Причем в нескольких ЖК запроектирован также плэй-рум для подростков. Амфитеатры для проведения культурно-массовых мероприятий предусмотрены в восьми проектах бизнес-класса (6%), общественные террасы и переговорные – в семи (5%).
В пяти комплексах (4%) есть помещения для ухода за животными, а также площадки для игровых видов спорта. Аналитики отметили многофункциональный спортивный кластер под открытым небом в жилом квартале Коломенском, где построены скалодром, памп-трек (роллердром), поле для стритбола, воркаут-площадка.
В четырех проектах (3%) запроектированы конференц-залы и лектории бизнес-класса. По два проекта бизнес-класса (1,5%) обладают такой инфраструктурой, как кинотеатр, комната матери и ребенка, пляж , причал. В некоторых премиальных проектах открыты два яхт-клубы. Тренировки там проводят мастера спорта, титулованные атлеты. «В столице немало энтузиастов яхтенного спорта, – отметила генеральный директор компании ООО «Ривер Парк» Лариса Швецова. По ее мнению, в последнее время парусный спорт набирает большую популярность среди москвичей. Безусловно, это повышает инвестиционную привлекательность проектов рядом с яхт-клубами.
В некоторых комплексах представлена разнообразная образовательная инфраструктура. Кроме детских садов и школ, большое внимание здесь уделяется функции дополнительного образования: центры раннего развития, детские языковые центры, IT-кружки, школы программистов.
На фоне падающего спроса на столичные новостройки фантазии девелоперов, похоже, бьют через край. Среди другой необычной рекреационной инфраструктуры в проектах бизнес-класса специалисты обнаружили хаб для подготовки к Iron Man (триатлон), центр биохакинга (омоложения организма), ледовая арена в N’ice Loft, поле для мини-гольфа в «КутузовGrad», технопарк в «Октябрьском поле», студию танцев в Onyx Deluxe, комнату видеоигр, оранжерею и музейно-выставочный центр «Коллекция».