Накануне глава Росавиации Дмитрий Ядров заявил о повышении сборов с авиаперевозчиков за аэронавигационное обслуживание. Предполагается, что уже с августа рост ставки сборов может составить 150 рублей за тонну максимальной взлетной массы на 100 км. Данные средства затем пойдут на модернизацию авиагаваней. По сообщениям транспортных властей, в настоящее время ремонта требуют 116 из 228 аэродромов России. Эта новость вызвала бурную реакцию у экспертов. Появились заявления, что уже с 1 августа, когда будет введен новый сбор, можно ожидать роста цен на авиабилеты для пассажиров на внутренних рейсах до 30%, а на международных — до 50%. После этого люди постараются сэкономить и перейти на путешествия на поезде, что вызовет повышенный спрос на железнодорожные пассажирские перевозки. В результате цены на ж/д билеты также увеличатся на 20%.
Все эти заявления тут же начали опровергать официальные лица. Так, пресс-секретарь Росавиации Артем Кореняко в своем Тelegram-канале уверил, что никакого взрывного роста цен на авиабилеты в последний месяц лета не произойдет. Новый сбор действительно вводится, но он составит лишь 3% от общей стоимости авиабилетов, поэтому не может существенно отразиться на их цене. А полученные таким способом средства пойдут на ремонт аэропортов, закупку светосигнального оборудования и модульных пассажирских зданий, то есть в итоге безопасность полетов и комфорт пассажиров вырастут. Прокомментировал ситуацию и глава Минтранса. «Не будет сильного удорожания билетов. ФАС это контролирует», — заверил Роман Старовойт. Многие эксперты также напоминают, что в августе всегда происходит удорожание билетов, но связано это с сезонным всплеском спроса.
По словам вице-президента Российского союза туриндустрии Дмитрия Горина, коррекция цен на перелеты в августе — это ежегодная история из-за высокого сезона. В зависимости от направления стоимость авиабилетов возрастает от 20 до 53%, но вводимые сборы на реконструкцию аэропортов не имеют к этому никакого отношения. «Это происходит на фоне повышенного спроса сейчас и на бархатный сезон, не исключено, что и в сентябре тарифы будут динамически повышаться», — заявил эксперт в ходе пресс-конференции в НСН. Он напомнил, что продажи авиабилетов авиакомпании открывают за 11 месяцев до вылета, что позволяет купить места по более дешевым тарифам. «Мы согласны и с Росавиацией, и с Минтрансом: даже если 150–300 рублей из-за нововведения постепенно прибавится к тарифу, то это, конечно, никакие не 50% увеличения стоимости», — подчеркнул Горин.
Сложно найти такую статью расходов авиакомпаний, которая бы за последние годы не подорожала, а эту нагрузку они стремятся, насколько возможно, переложить на потребителей — грузоперевозчиков и пассажиров. По словам исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, введение госрегулирования цен на перелеты только ухудшит ситуацию: билеты из касс пропадут. Купить их можно будет только у перекупщиков, как в позднем СССР. В рыночных условиях компании просто учитывают годовые колебания спроса на перелеты. В августе в России — пик сезона. «Минимальные цены будут, соответственно, в ноябре — начале декабря и в феврале — начале марта, — отметил Пантелеев. — Если кто-то хочет сэкономить, предлагаю планировать путешествие на другие месяцы».
Как подчеркнул вице-президент Альянса турагентств России Алексан Мкртчян, все 35 лет, что он работает в туризме, цены идут только вверх. В этом году свой вклад в рост цен на билеты на юг России вносит и странное планирование летнего сезона у госструктур. Так, к примеру, РЖД не увеличила количество поездов в Анапу и Краснодарский край, хотя прекрасно осведомлена о пике спроса. Одновременно люди, желающие поехать на юг на автомобилях, подолгу вынуждены стоять в пробках из-за ремонта дорог. Все это вносит свой вклад в цены на билеты. Эксперт даже предложил законодательно запретить ремонтировать дороги на юге России летом, чтобы изменить ситуацию.