Начинает действовать и приказ Банка России, согласно которому банки теперь должны руководствоваться шестью признаками противоправных действий, а не тремя, как раньше. Налицо ужесточение правил. Плюс к этому, во-первых, банки обязаны незамедлительно уведомить клиента о приостановлении операции, во-вторых, дать рекомендации по снижению рисков повторного осуществления такого перевода, в-третьих, уведомить о возможности подтвердить перевод «не позднее одного дня, следующего за днем приостановления», или совершить повторную операцию на те же реквизиты и сумму. По словам опрошенных «МК» экспертов, все это, важно для потребителей, замечательно, но проблему финансового мошенничества глобально не решает.
Полина Гусятникова, старший управляющий партнер PG Partners:
«На мой взгляд, эта мера действительно поможет сократить количество мошеннических операций. Приостанавливать на два дня будут не все переводы, а только те, которые кажутся банку «подозрительными». Здесь есть свои жесткие критерии. Во-первых, речь идет о переводах на счета, которые фигурируют в базе Банка России, осуществлялись без добровольного согласия клиента (зафиксированы как мошеннические действия), или же в отношении владельца счета заведено уголовное дело. Во-вторых, клиент совершает нетипичную для себя операцию: по местоположению, устройству, сумме и так далее. В остальных случаях ограничение действовать не будет. В ситуации, когда человек переводит деньги на откровенно нелегальные счета, «период охлаждения» даст ему время одуматься и не совершить роковую ошибку. Безусловно, мошенники будут придумывать новые схемы и находить счета, которые еще себя не скомпрометировали, но их возможности тоже не безграничны».
Максим Осадчий, начальник аналитического управления банка БКФ:
«Поскольку на банки фактически возложена ответственность за проведение переводов, имеющих признаки мошенничества, они вполне могут перестраховываться и блокировать операции, которые на самом деле являются вполне добропорядочными. Это как если бы людей задерживали лишь на основании их сходства с мошенниками. Впрочем, пользы от этой новации явно больше, чем вреда: ведь на одной чаше весов – задержка перевода, а на другой – потеря человеком денег. В статистике есть понятие ошибок первого и второго рода. Ошибка первого рода - ложная тревога или ложное срабатывание. Ошибка второго рода - пропуск события (в данном случае – мошеннической операции). И лучше пусть произойдет сто ложных срабатываний, чем один пропуск мошеннической операции. Однако, следует подумать над оптимизацией этого инструмента – например, изменять «период охлаждения» в зависимости от суммы перевода.
Вряд ли эта законодательная поправка приведет к радикальному сокращению числа мошеннических операций: злоумышленники активно адаптируются к новациям, они будут использовать, например, номера телефонов, отсутствующие в «черных списках».
Что могло бы действительно переломить ситуацию, так это внушительные тюремные сроки мошенникам. «Социальные инженеры» убеждают жертву перевести деньги, как правило, подставному лицу. Хотелось бы видеть громкие процессы и по «социальным инженерам», и по этим подставным лицам. Их отсутствие вызывает удивление. Тем более, что ловить мошенников, что называется, «на живца», несложно, ведь многим россиянам они звонят порой по несколько раз в месяц».
Федор Сидоров, финансовый аналитик, частный инвестор:
«У нововведения есть как свои плюсы, так и риски. Принципиально важно, что оно направлено на предотвращение отмывания денег, финансирования терроризма и других финансовых преступлений. Банкам эта мера позволит более эффективно выявлять мошеннические операции и защищать своих клиентов от потерь. Соблюдая новые правила, они как минимум будут знать, что у злоумышленников сузился круг возможностей. Основной минус состоит в ограничении свободы финансовых операций: клиенты рискуют столкнуться с временными задержками при переводе денег, что в ряде случаев может быть критично. Есть вероятность, что банк ошибочно сочтет операцию подозрительной, а клиенту будет неудобно доказывать ему законность своих действий. Таким образом, человеку, который хочет вовремя оплатить счет или совершить покупку, банк окажет медвежью услугу».