Совет Евросоюза ввел санкции против СПФС — системы, созданной Банком России в ответ на самую первую волну санкций еще после Крымской весны. По данным регулятора, ее пользователями по итогам 2023 года были 556 организаций, более четверти из них (159 компаний) были контрагентами-партнерами из 20 стран. До апреля 2022 года Банк России публиковал подробный список участников СПФС на своем сайте, но затем скрыл его после новой волны санкций со стороны ЕС в отношении крупных банков России. Время доказало мудрость этого решения регулятора, так как евробюрократы, после того, как им не удалось задушить санкциями крупные и средние российские банки и платежную систему «Мир», вспомнили и про русский аналог SWIFT — так называется международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей.
Как раз для того, чтобы не зависеть от воли бывших западных партнеров, ЦБ РФ и создавал СПФС, но теперь и этот сервис оказался под запретом. Согласно требованиям 14-го пакета санкций, организациям ЕС, работающим за пределами России, будет запрещено подключаться к СПФС или аналогичным службам обмена финансовыми сообщениями. Кроме того, операторам из Европы будет запрещено совершать транзакции с рядом организаций, которые используют этот сервис за пределами России. На прошлой неделе, когда евробюрократы обсуждали возможность введение санкций против СПФС, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что 14-й пакет санкций будет направлен против «теневой банковской сети России за рубежом».
Отечественные эксперты разошлись в оценках последствий от этого шага еврочиновников. «Вот если бы все российские банки отключили от SWIFT, это было бы большим ударом по нашей финансовой системе, — утверждает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. — А эта мера против СПФС, конечно, неприятна, но не критична. Российские банки, которые использовали СПФС для международных расчетов и у которых нет доступа к SWIFT, вынуждены будут совершать эти расчеты через банки, имеющие такой доступ. Понятно, что издержки международных расчетов для банков, лишенных доступа к SWIFT, вырастут, а сроки прохождения платежей увеличатся. Соответственно, круг российских банков, осуществляющих международные расчеты напрямую, без посредников, сузится. Но рядовой россиянин этого эффекта не заметит».
Но есть и другое мнение. «Воздействие ограничений на кошелек россиян реализуется через рост цен, — считает заведующая кафедрой экономического факультета РУДН Дарья Динец. — Любое ужесточение санкций повышает уровень «окольности» совершаемых операций, а следовательно, и затраты на обход санкций. Традиционно любой институциональный рост затрат сказывается на текущей инфляции». Эти санкции следует рассматривать комплексно, в составе всего 14 пакета, с учетом санкций в отношении отраслей промышленности. Именно для предотвращения обхода санкций «по существу» введены дополнения в отношении СПФС: для усложнения процесса обхода антироссийских санкций, либо для существенного удорожания процесса такого обхода, что также прослеживается в запрете на использование российских цифровых активов, подчеркнула наша собеседница.
«Новые санкции представляют риск для банков стран СНГ и дружественных стран, которые продолжают работать с Россией», — поясняет член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев. Например, европейские структуры могут ввести дополнительные требования для своих партнеров из СНГ, чтобы те доказывали, что они соблюдают введенные Брюсселем ограничения по отношению к Москве.
По словам доцента кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Плеханова Дениса Перепелицы, ответ нашей страны на подобные санкции может включать введение контрмер и поиск новых партнеров для сотрудничества в финансовой сфере. Россия может попытаться обойти эти санкции через возможное использование альтернативных механизмов для международных финансовых транзакций, либо разработать другие финансовые системы, но все это потребует времени и усилий.