Согласно отчетности бельгийского депозитария Euroclear, замороженные российские активы на сумму около €159 млрд принесли с 15 февраля прибыль в размере €557 млн. План ЕС включает также механизм, который позволит Euroclear удерживать больше средств, если их окажется недостаточно для урегулирования внезапных рисков. Идея использования 90% доходов от активов РФ для оказания военной помощи Киеву принадлежит главе европейской дипломатии Жозепу Боррелю и Еврокомиссии.
Свой проект, причем более изощренный, имеется и у США. Вот только есть сомнения, что европейцы его одобрят, поскольку он фактически перекрывает их собственную схему. Пока, по сведениям Bloomberg, эту инициативу может поддержать Германия. Как пишет агентство, Вашингтон готов взять на себя предоставление Украине кредита, подкрепленного залогом в виде замороженных активов РФ. При этом администрации президента Байдена нужны гарантии от Брюсселя, что заем будет погашен, а активы останутся замороженными.
Как сообщила ранее газета Financial Times, американские власти хотят, чтобы их план был реализован до возможного возвращения в Белый дом Дональда Трампа, который не раз высказывался против финансирования Киева. В апреле, напомним, Палата представителей США приняла законопроект о выделении помощи Украине на $60,8 млрд. Кроме того, в Вашингтоне неоднократно заявляли о планах согласовать на саммите лидеров G7 в июне в Италии общий подход к использованию суверенных активов РФ.
Между тем, профессиональные экономисты на Западе явно не в восторге от происходящего. Так, Европейский центральный банк предупредил о репутационных и прочих рисках для европейской валюты в долгосрочной перспективе. ЕЦБ призвал Брюссель «смотреть за пределы отдельного конфликта» и искать иные способы финансирования Украины. В правовой безупречности принимаемых мер ранее усомнилась первый заместитель директора-распорядителя МВФ Гита Гопинат, чьи слова приводит журнал Foreign Policy: «Нужно быть уверенным, что все, что вы делаете, имеет достаточную юридическую поддержку».
Все последние события вокруг замороженных российских активов носят весьма размытый характер, напоминая топтание на месте, некую хитроумную политическую комбинацию без конкретных практических действий, — рассуждает в беседе с «МК» ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Сюжет обозначился давно, ему уже много месяцев, но даже сейчас, когда страны Евросоюза официально одобрили свой план, остается открытым вопрос его реализации. Кроме того, финансовые власти ЕС продолжают предупреждать: последствия могут быть обоюдоострыми, чреватыми «ответкой» со стороны Москвы. Не случайно ЕЦБ призвал все европейские банки, сохраняющие свои представительства в России, вывести из нашей страны свои активы. Но в любом случае мы будем вынуждены реагировать, принимать зеркальные меры. По сути, обе стороны — мы и Запад — остаются пока на своих позициях.
- То есть рано пока говорить о новом повороте в этой истории, некоем новом качестве?
- Новое качество возникнет, как только Запад перейдет от слов к делу. Последствия малопредсказуемы, но реализация плана ЕС вполне может не только усилить геополитическую напряженность, но и ускорить процесс дефрагментации глобальной экономики. Ущерб понесут и мировые центробанки, поскольку активы РФ вложены в государственные облигации, номинированные в евро, долларах и британских фунтах. Тем более что сейчас основные регуляторы — и ФРС США, и ЕЦБ — склонны снижать процентные ставки. Очевидно одно: Москва будет оставаться на своей прежней позиции: любые операции с заблокированными активами нашей страны незаконны, и мы их признавать не собираемся. Заморозка денег юридически никак не означает смену собственника, это надо понимать.