Подробнее эти процессы проанализировали эксперты Президентской академии – директор Центра экономической географии и регионалистики Степан Земцов и заведующий лабораторией исследований проблем устойчивого развития Вера Баринова.
Общая деловая активность не снизилась
В феврале 2022 года российский бизнес столкнулся с новой волной санкционного давления: ограничения внешнеэкономических связей, экспорта и импорта товаров и страхования грузов... Несмотря на закрытие внешних рынков и разрыв логистических поставок, показатели роста числа новых бизнесов в большинстве регионов России в 2022 году не снизились.
Согласно эконометрическим расчётам, наибольшее число новых предприятий было зафиксировано там, где экономические связи с вводившими санкции странами были менее активными, а также в регионах с крупными городами с высокой долей ушедших компаний. Это Москва и Московская область, Татарстан, Пермский край, Ленинградская область.
Кроме того, показатель оказался выше в приграничных с дружественными странами регионах, например, в Северной Осетии, Забайкальском крае, Курганской и Оренбургской областях. Соседство с Грузией и Азербайджаном способствовало привлечению товарных потоков благодаря параллельному импорту. Многие регионы юга привлекли растущие потоки внутренних туристов.
Регионы вблизи недружественных стран показали низкую динамику роста малого и среднего предпринимательства - в Брянской, Курской, Воронежской, Калининградской областях, в Крыму. Деловая активность снизилась там, где ранее шла активная торговля с недружественными странами, действовали значимые иностранные предприятия. Например, это Курская, Калужская, Липецкая, Архангельская области, а также Санкт-Петербург. Металлургическая отрасль более всего пострадала в Вологодской и Липецкой областях, но быстро восстановилась; Архангельская и Вологодская – «просели» из-за ограничения экспорта леса в Европу.
С кризисом помогли справиться цифровизация и госполитика
Авторы исследования пришли к выводу, что бизнесу регионов удалось эффективно пережить тяжелые времена благодаря цифровизации. Ученые убеждены, что эти процессы необходимо продолжить поддерживать.
В регионах с более развитым сектором онлайн-торговли динамика создания новых предприятий также была выше. Онлайн-сектор стал новым драйвером экономического роста благодаря распространению торговых интернет-площадок и разрешению параллельного импорта. Минимизировать последствия санкций и ухода зарубежных компаний помогли высокие цены на экспортные товары и меры поддержки со стороны власти. Это параллельный импорт, поддержка занятости на предприятиях, льготное кредитование.
Авторы исследования видят роль малого и среднего бизнеса в снижении последствий санкционного давления за счет параллельного импорта и импортозамещения. Предприниматели изучают новые направления в нишах, освободившихся после ухода западных компаний. Несмотря на непростую ситуацию, в стране сохраняется крупный потребительский рынок.