МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

На выкуп иностранных самолетов потребовали потратить огромные деньги: почему так много

Авиаэксперт Пантелеев: «Сейчас ни у кого не повернется язык сказать, что мы украли эти лайнеры»

Импортные самолеты отечественных перевозчиков потихоньку прописываются в России. Начиная с 2023-го компании выкупают авиалайнеры, находящиеся в лизинге, за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Выделенные в прошлом году 300 млрд рублей уже потрачены. Минтранс выступил с предложением продолжить расходовать госрезервы на выкуп воздушных судов и выделить и эти цели еще 295 млрд рублей. Оправдан ли такой шаг, разбирался «МК»

Фото: ru.wikipedia.org

С предложением выделить еще 295 млрд руб. из ФНБ на выкуп импортных авиалайнеров выступил Минтранс. Для чего это делается? Во-первых, самолеты, находящиеся в лизинге, могут в любой момент арестовать по требованию собственника, даже в дружественной стране. Во-вторых, под угрозой оказывается и собственный парк авиакомпаний, так как лизингодатель может наложить арест и на них для обеспечения своих требований.

В прошлом году на переоформление таких самолетов в российскую собственность из ФНБ уже направляли 300 млрд руб. в виде займов на 15 лет под 1,5%. Проценты, конечно, смешные, но деньги все равно в будущем нужно вернуть. Тогда мера позволила выкупить 162 самолета нескольких перевозчиков — это более трети из принадлежавшего иностранным лизингодателям парка. О перспективах второго транша «МК» рассказал исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев.

- Подчеркну, что средства ФНБ предоставляются получателям на льготных, но все-таки возвратных условиях. Это очень эффективный метод поддержки.

- Получается, это не субсидии, а кредит? Иначе говоря, государство дает перевозчикам в долг...

- По сути, да. Есть разные механизмы реализации. Например, за счет выпуска облигаций под низкий процент. Но принципиально важно, что это не безвозмездная помощь, а возвратная. Между тем стоимость таких заимствований значительно ниже, чем уровень инфляции и та процентная ставка, которая устанавливается ЦБ. В 2022-м, когда мы оказались под санкциями, Евросоюз потребовал от своих компаний в течение месяца разорвать договоры и вернуть самолеты, которые были переданы в лизинг российским авиакомпаниям. Российское правительство запретило отечественным перевозчикам отдавать лайнеры. Было принято решение, согласно которому вывоз из страны самолетов и двигателей возможен только по решению специальной межведомственной комиссии. Все кому не лень обвиняли Россию в краже этих самолетов. При этом на самом деле российское правительство имело намерение продолжать взаимовыгодное партнерство с лизинговыми компаниями. Никто не собирался воровать эти самолеты. Поэтому российские авиакомпании, спустя некоторое время, стали аккумулировать лизинговые платежи на специальных рублевых счетах. Так что, в принципе, иностранные лизинговые компании могли бы эти деньги забрать. Другая сторона вопроса заключается в том, что санкционный механизм изначально допускал возможность выкупа самолетов российскими авиакомпаниями, если эти самолеты переданы в так называемый финансовый лизинг - это когда авиалайнеры переходят в собственность компании. В дальнейшем было принято решение о возможности урегулирования взаимоотношений иностранных лизингодателей и российских авиакомпаний и по самолетам, которые находились в операционном лизинге - это когда самолеты возвращаются собственнику после окончания лизинга. В итоге российские авиакомпании воспользовались теми послаблениями, которые дали европейцы, и сейчас решается вопрос так: российская страховая компания регулирует взаимоотношения с иностранцами и эти самолеты, через отечественную лизинговую компанию, передает российским авиаперевозчикам.

- И что наши компании от этого выигрывают?

- Фактически авиакомпании остаются с теми же самолетами, но они принадлежат российскому юрлицу, платежи за лизинг меньше за счет привлечения средств ФНБ, авиакомпании экономят, деньги остаются в российском бюджете, перевозчики имеют возможность подать заявку авиационным властям Бермудских островов с требованием прекратить регистрацию в их реестре. После этого эти самолеты остаются только в российском реестре, что дает возможность их использовать на линиях в ряд стран, которые не принимают лайнеры с двойной регистрацией, например, в Китай или Турцию. Сейчас ни у кого не повернется язык сказать, что мы украли эти самолеты. Россия готова к конструктивному сотрудничеству и как только европейцы станут решать вопросы без политических мотивов, все благополучно решится.

- Оправдано ли изъятие средств ФНБ на эти цели?

- Для российской авиаотрасли урегулирование вопросов с иностранными лизингодателями по той технике, которая находится в парке российских компаний, это безусловный плюс. Большее количество самолетов можно будет использовать на международных линиях, меньше санкционные риски. Кроме того появляется необходимая перевозчикам гибкость. Так как владельцем является российская компания, то она может этот самолет продать, под залог этого имущества привлекать средства. Авиакомпании получают прогнозируемый лизинговый платеж.

- Как сильно Россия зависима от иностранных самолетов?

- Если мы говорим о самых массовых перевозках на магистральных воздушных судах, то тут доминировали лайнеры иностранного производства. Да, серьезный вклад вносили самолеты Sukhoi Superjet, которых в парке около 150. Но что такое полторы сотни стоместных самолетов против меньшего количество самолетов, но большей вместимостью, произведенных Boeing и Airbus? Вклад в пассажирские перевозки иномарки вносили больший, чем отечественные лайнеры. Этот парк самолетов нужно легализовать и поддерживать на крыле.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах