Александр Балакирев, специалист юридической компании «Интерцессия»:
«Говорить об этой инициативе серьезно пока преждевременно, потому как она прозвучала только лишь в виде устного предложения и не была облачена в формат какого-то документа. Исходя из доступной информации, государственный маркетплейс должен заниматься продвижением отечественного производителя. При этом в текущих условиях отечественный производитель не выглядит обделенным. Насколько реально ему нужен еще один маркетплейс и насколько он нужен потребителю - вопрос открытый.
Привлечь потребителя можно ценой, удобным интерфейсом и качественным сервисом. Для продавца это - количество потенциальных покупателей, понятные алгоритмы продвижения, низкие комиссии, прозрачная регуляторика со штрафами.
Маркетплейсы нуждаются в дополнительной регуляторике. Как в отношениях покупатель-продавец, так и в отношениях маркетплейс-продавец и маркетплейс-покупатель. Системы возмещения, штрафы и прочее - по мере роста рынка возникают новые ситуации, которые требуют в том числе и законодательного регулирования. Главное делать это не в ущерб отрасли.
Сомнительно, что с нуля кто-то может стать ключевым игроком в онлайн-торговле. Даже государство, при всех своих ресурсах. Сейчас мы имеем конкурентный рынок, где есть два явных две доминирующие компании, а также те, кто стремятся составить им конкуренцию. Далее идут различные профильные игроки поменьше.
Слабо верится, что это предложение будет поддержано, поэтому наиболее реальные сроки его реализации - никогда. Или же амбиции проекта будут несколько скромнее».
Петр Щербаченко, доцент Финансового университета при Правительстве РФ:
«Создание государственного маркетплейса для продажи только отечественных товаров может быть мотивировано поддержкой отечественных производителей, укреплением национальной экономики и сокращением зависимости от импорта, а также созданием новых рабочих мест. Инициатива может вызвать недовольство со стороны частных компаний, может создать неравные условия конкуренции и препятствовать свободному выбору потребителя. Для людей эта инициатива может расширить рынок сбыта качественной отечественной продукции, а также повысить доверие потребителей к национальным брендам.
В последний год власти усиленно работают над урегулированием работы маркетплейсов, что связано с развитием онлайн-торговли и ростом числа исков продавцов и потребителей к маркетплейсам. В 2023 году количество покупок на маркетплейсах выросло на 63%. Совокупный объем трат на маркетплейсах в 2023 году почти в 1,5 раза больше, чем в 2022 году».
Алексей Кричевский, экономист, автор проекта про финансы и инвестиции:
«Для чего это нужно - на самом деле понятно не до конца. Во власти, безусловно, есть какой-то запрос на все российское, но штука в том, что масса товаров, продающихся на маркетплейсах, и так производятся в России. То есть, по сути это изобретение велосипеда - вместо того, чтобы помогать в развитии и работе действующим компаниям, кому-то, возможно, из личного интереса, необходимо создать новую, с чисто российскими товарами. Правда, есть вероятность, что в итоге они все равно будут как минимум частично китайскими. Поэтому глобального смысла в этом нет.
Ограничивать действующих игроков тоже будет крайне проблематично. Вопрос же в том, что у существующих площадок есть доминирующее положение в регионах, но почти каждый пункт выдачи заказов - это франшиза, то есть отдельное юрлицо. Поэтому такие ограничения будут просто убивать малый бизнес в регионах. Если цель в этом – то вперед, но вряд ли это как-то поможет развитию государства.
И трогать при этом другие маркетплейсы крайне нежелательно, хотя во власти старательно пытаются создать условия, при которых платформы будут вынуждены и сокращать комиссии, и платить «дань». Закончится это в итоге все равно плохо. Так что, по крайней мере пока, для всех будет лучше, если новый игрок в ближайшее время не появится, потому что нет даже концепции для его работы».
Максим Одинцов, основатель сервиса аналитики маркетплейсов LikeStats:
«Маркетплейсы из никому не заметных интернет-магазинов превратились в целую отрасль. Сейчас это ключевые игроки онлайн-торговли, которые смогли «внедриться» в жизнь большинства граждан нашей страны. Маркетплейсы обеспечивают работой и доходом огромное количество людей, задают тренды в ведении бизнеса, стимулируют предпринимателей налаживать контакты с зарубежными поставщиками. До недавнего времени деятельность площадок слабо регламентировалась, что привело к настоящему буму жалоб со стороны покупателей, продавцов и подрядчиков. Поэтому интерес государства к данному сегменту экономики вполне объясним.
Не думаю, что кто-то может принудить потребителя покупать в каком-то магазине, только потому, что он государственный. Другое дело, что сейчас на маркетплейсах отечественным производителям бывает очень сложно пробиться из-за большого количества дешевых товаров иностранного производства. Возможно, появление новой площадки заставит маркетплейсы пересмотреть алгоритмы ранжирования и все-таки дать зеленый свет местным производителям.
Сейчас трудно судить, как это отразится на потребителях. Все зависит от того, как будет реализован данный проект: насколько он будет удобным, отвечающим современным требованиям, насколько там будет выгоднее продавать и покупать».