МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

LG, Bosch и Sony закрывают фирменные магазины в России: ждать ли распродажи бытовой техники

Эксперт Анфиногенов: «Содержать свои магазины становится накладно»

Компании LG, Bosch и Sony закрывают оставшиеся фирменные магазины в России. Некоторые торговые точки еще проработают до лета, распродавая остатки телевизоров, игровых приставок и прочей бытовой техники. А потом все. Раздадут ли компании электронику за бесценок? Как закрытие этих магазинов отразится на ценах и стоит ли остерегаться перекупщиков? Об этом «МК» рассказал экономист, эксперт рынка товаров повседневного спроса Александр Анфиногенов.

Фото: Геннадий Черкасов

Еще в середине марта 2022 года LG Electronics, которая выпускает телевизоры, ноутбуки и бытовую технику, объявила, что поставит на паузу все поставки в Россию. Аналогичное решение о приостановке деятельности приняли Sony и немецкая Bosch. Однако из-за положений долгосрочных договоров аренды иностранные компании смогли начать процесс полноценного ухода с отечественного рынка только сейчас. В случае досрочного расторжения брендам пришлось бы немедленно выплачивать крупные неустойки.

- Магазины LG, Bosch и Sony распродают остатки перед закрытием. Потребителям стоит рассчитывать на скидки?

- За бесценок никто ничего отдавать не будет. Они может и попытаются приблизиться, условно говоря, к розничной себестоимости продукта, но не более того. Отдавать с большой скидкой невыгодно. Им проще распродать свой товар партиями, через проверенные каналы игрокам рынка, в первую очередь, маркетплейсам. А те уже со свистом реализуют эту продукцию потребителям.

- Насколько ожидаемо и оправдано решение этих компаний распроститься с Россией?

- На протяжении двух лет мы слышим фырканье транснациональных компаний в сторону нашей страны: это не так, и то не эдак. Между тем, во всем мире востребованность монобрендовых магазинов вызывает сомнения. Каналов, по которым можно приобрести продукцию, становится все больше. По большому счету, эмоциональный заряд от похода в фирменный магазин, например, Sony, уже не так и актуален для потребителя. Мы научились пользоваться доставкой и ходить в магазины у дома. Изменилась коммуникация товар-потребитель. Содержать собственные магазины становится для компаний все более накладно.

- Могут ли на этом фоне активизироваться перекупщики? Сметут товар в мономагазинах и будут отдавать за большие деньги на онлайн-площадках.

- Теоретически, такое возможно. Но мы же понимаем, что весь ассортимент, который продается в этих магазинах, параллельно представлен и в традиционной рознице, и в онлайне. И вполне возможно, что монобрендовые магазины продают эти же товары дороже из-за обязательной сертификации, аренды торгового помещения и так далее. Поэтому, сложно сказать, как будет происходить ценообразование при распродаже этого товара. Но не думаю, что можно рассчитывать на сильный дисконт.

- Какие категории товаров находятся в наибольшей опасности из-за окончательного ухода брендов - телевизоры, крупная бытовая техника, фотоаппараты?

- Существует такое понятие, как «брендозависимость». Но также есть и осознание наличия альтернатив. Если нет альтернативы игровой консоли PlayStation от Sony, значит ее продолжат привозить в Россию и продавать, потому что спрос будет. Но если взять телевизор или любое другое типовое устройство, то тут много альтернатив на рынке и многие из них сильно дешевле. Сегодня на стоимость одной TV-панели Sony можно купить 4 аналогичные, но китайского производства. При этом они практически не будут уступать по качеству. Есть вещи уникальные, а есть повторяемые. Если в первой категории, заменителя не найти, то в другой их множество.

- Существенное количество зарубежных игроков покинуло наш рынок еще в марте 2022 года. Кто занял освободившиеся ниши?

- В бытовой технике производители из Турции занимают ниши очень успешно. Но в целом доминирует Китай. И это не потому, что они большие гении. Они просто умеют делать транснациональные продукты.

- А как же наши производители?

- Они собираются с силами, наращивают производства, стараются стать конкурентоспособными. Это непросто. Но результаты уже есть. Например, все знают о линейке умных часов, созданных «яблочной» корпорацией. Так вот, уже лет восемь сапфировые стекла для них производит ставропольская фирма. И их заокеанская фирма закупает до сих пор без оглядки на санкции. С бытовой техникой тяжелее. У нас россиян такой менталитет, что нам проще построить один космический корабль, чем сделать тысячу одинаковых стиральных машин.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах