Турецкие банки начинают отказываться от платежей из России. Причина — страх вторичных санкций от США. Между тем, Турция является «дружественным» торговым партнером, но попасть под американские санкции ее банки явно не жаждут. А они вполне могут быть введены, если будет доказано, что финансовые организации помогают санкционным компаниям и лицам.
Отметим, что товарооборот между Россией и Турцией по итогам 2023 года составил порядка $57 млрд, в том числе около $11 млрд - импорт из Турции и $46 млрд – экспорт. Что, конечно, несколько меньше прошлогоднего рекордного показателя в $68 млрд, но все равно неплохо.
Традиционные статьи экспорта из России в Турцию - это нефть и нефтепродукты, а также газ, алюминий, полуфабрикаты из железа и стали, уголь. Импортирует же страна из Турции цитрусовые и другие фрукты, томаты, а также автомобили, запчасти и комплектующие, текстиль и одежду. Турецкие курорты – одно из излюбленных направлений отдыха у россиян, а российский турпоток, в свою очередь, составляет заметную долю в доходах турсферы Турции.
Добавим, что после начала активной санкционной борьбы Турция стала серьезным хабом «параллельного импорта».
Отказ турецких банков работать с российскими мог бы серьезно сказаться на экономике нашей страны, считает частный инвестор и финансовый аналитик Федор Сидоров. Однако, по его словам, важно понимать, что и турецкая сторона имеет неплохую дополнительную выгоду от торговли с Россией.
«Анкара сейчас пытается демонстрировать лояльность Западу и защитить свои банки от попадания под санкции – но едва ли пойдет на реальные шаги по разрыву торговых отношений с Россией. Если риски окажутся слишком велики, мы сможем наладить расчеты через банки третьих стран – в том числе СНГ. Есть много отработанных способов проведения платежей через дружественные юрисдикции Армении, Киргизии и других стран», – отмечает он.
Генеральный директор компании «ЕвроТрансЭкспедиция» Кирилл Рассадкин рассказал «МК», что у большинства импортеров сейчас действительно наблюдаются проблемы с проведением платежей в Турцию. При этом, по его словам, заминки носят несистемный характер и пока не названа их официальная причина.
«О проблемах начали говорить еще в конце декабря. Сейчас масштаб бедствия увеличился, и каждый второй наш клиент на это жалуется, – продолжает он. – Вначале ходили слухи, что турецкие банки разворачивают платежи, предназначенные за европейские санкционные товары, следующие через Турцию. Сейчас же проблема наблюдается и с оплатой за товары турецкого происхождения».
Руководитель компании по международной торговле и ВЭД «Команда Сикурс» Раиса Донская подчеркивает, что турецкие партнеры работают с нами давно и прекрасно понимают, что эта ситуация возникла не из-за отсутствия платежеспособности российской стороны.
«Думаю, что те, кто работает в партнерстве с российскими компаниями длительное время, не заморозят свою работу и не прекратят поставки. Как таковых перебоев быть не должно. Есть ожидание, что к концу этого месяца ситуация разрешится в рабочем порядке, – говорит эксперт. – Проблемы с транзакциями, в первую очередь, стоит воспринимать как новый этап развития взаимоотношений Турции и США. Но, опять же, не думаю, что ситуация обернется драмой для российских потребителей. Рынок уже адаптировался к таким новостям. Возможен незначительный рост цен и временный локальный дефицит, но не более того».
Если же говорить о влиянии банковской проблемы на туристический сектор, то, по словам директора по коммуникациям BitRiver Андрея Лободы, ситуация не должна повлиять на эту отрасль, так как российские туроператоры под санкциями не находятся.
«Торговля с Россией для Турции имеет очень большое значение – это не только вопрос бизнеса, но и политики, причем на многие годы вперед. Так что наверняка со временем выяснится, что данная проблема преувеличена, а банковские операции возобновятся», - убежден управляющий партнер B&C Agency Иван Самойленко.