Регионам, решившим поддержать инициативу кабмина, предоставят право превышать предельный объем перекрестного субсидирования, в рамках которого представители бизнеса доплачивают за снижение тарифов для населения. Хотя дифференцировать тарифы регионы могут уже два года, но из-за постоянного роста расхода электроэнергии (в этом году он составил 4% в целом по стране) большинство администраций постоянно превышают лимиты перекрестного субсидирования, поэтому не спешат пользоваться внедряемым инструментом. Насколько внедряемая со следующего года система окажется востребованной со стороны регионов и как реализация правительственной меры отразится на населении, объяснил председатель Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин.
- Можно назвать справедливым увеличение платежей для тех граждан, которые расходуют больше электричества, чем другие? Такое условие позволит увеличить число регионов, присоединившихся к дифференцируемой системе оплаты?
- До последнего момента регионы не горели желанием вступать на такой путь. На прямой линий с Владимиром Путиным одна пожилая россиянка задала вопрос: почему рост тарифов на коммунальные услуги опережает повышение размера пенсий. Глава государства ответил, что тарифы вырастут только один раз — в июле 2024 года. Но если рассуждать теоретически, то переход к дифференцированной модели уже, по-сути. является повышением тарифов на электроэнергию: какой-то объем расхода электричества не будет попадать под предлагаемую систему, а за превышение выделенных квот будут взимать дополнительную плату. Аналогичные требования собирались ввести несколько лет назад через похожую систему нормативов. Эта мера оказалась непопулярной и от нее отказались. Нынешний механизм фактически повторяет предлагаемые тогда критерии, только назван по-другому. Будет использована сетка лимитов — допустим, 100-150 киловатт, расходуемые человеком, селом или домовладением, будут оплачиваться по низким ценам, а превышение утвержденной отметки — уже по сверхвысоким.
- То есть регионы не жаждут повышать цены на электричество?
- Федеральный центр давно подталкивает местные власти на этот путь, предупреждая, что в ином случае они рискуют оказаться на краю экономической пропасти. Кроме того, регионам пригрозили лишить их возможности увеличивать объемы перекрестного субсидирования. Другими словами, федеральный центр вынуждает областные и краевые администрации повышать размеры оплаты за электричество. Если федеральные власти будут усиливать давление по вопросу дифференциации, то губернаторам ничего не остается делать, как согласиться.
Однако, президент сказал, что до 1 июля тарифы на электроэнергию повышаться не будут. Между тем реализация правительственной инициативы будет означать, что соответствующие коммунальные платежи все-таки вырастут. Пока в нормативах таких изменений пока не предусмотрено. Стоит надеяться, что у руководства страны хватит политической мудрости не предпринимать такие шаги, по крайней мере до выборов, намеченных на март следующего года. Но после этого срока вполне возможно принятие решений, увеличивающих плату за ЖКХ вообще, и за электричество в частности.
- Не кажется ли странным, что решение о переходе на дифференцированные тарифы для населения регионы должны принимать самостоятельно? Разве изменение одного из наиболее болезненных для граждан коммунальных тарифов не лежит в сфере ответственности федеральной власти?
- Мне кажется, это является, скорее, психологическим приемом. Федеральное правительство накануне президентских выборов хочет выступить в роли «доброго следователя», свалив непопулярное решение на региональные власти. Только никто из местных руководителей не хочет одеваться в форму «злого следователя» и выходить с негативными инициативами. Пока подобные маневры можно считать лишь словесными интервенциями. Но после выборов не исключено, что добровольные инициативы сменят государственные законы, и у федерального центра появится возможность переложить ответственность за их исполнение на глав субъектов федерации. И тогда губернаторам последует переключить на себя долю недовольства наших соотечественников, которым все сложнее нести финансовую нагрузку по оплате постоянно дорожающих услуг ЖКХ.
- Но в Минэнерго утверждают, что подавляющему большинству граждан не стоит бояться предстоящих новшеств, поскольку их домохозяйства укладываются в нормативы потребления электроэнергии. Переплачивать придется лишь небольшому проценту жильцов, злоупотребляющих расходом электричества. Не превратится дифференциация тарифов в пустую формальность?
- Несомненно, это предложение увеличит финансовое бремя населения. Это нормально, что любой современный человек стремится повысить собственное благосостояние. Но получается, что россиянам предлагают платить за электричество по европейским ценам, но заработные планы в нашей стране недотягивают до уровня ЕС. Значит, населению придется сокращать уровень потребления электричества. Фактически, именно к этому своими решениями и подталкивают власти. Среднестатистическому потребителю такая тенденция грозит отказом от кипятильников, кондиционеров и стиральных машин, которые требуют излишних энергетических расходов. Людям придется ухудшать свой образ жизни, поскольку из-за повышения цен у обывателей не будет хватать денег, чтобы оплатить электричество, расходуемое ранее на доступную технику. Такая ситуация ведет к снижению качества жизни людей и идет вразрез с главными задачами государственной власти, работа которой должна быть направлена на повышение благосостояния населения страны.