Что касается техосмотра, о нем большинство автомобилистов-частников успело позабыть: прошло два года с тех пор, как диагностическая карта ТО стала добровольной для всех случаев, кроме коммерческого использования и купли-продажи автомобиля старше 4 лет. Но для тех, у кого все равно нет других вариантов, цена уверенно растет. Так, с начала 2024 года в половине регионов России техосмотр подорожает на 12%, с 913 до 1022 рублей. В ряде регионов — дороже: 1500 рублей в Ненецком АО, 1720 в Санкт-Петербурге и целых 4500 рублей на Чукотке.
Это, напомним, именно гостарифы — в реальности к ним добавляется тариф самого пункта ГТО.
— Почему такая разница по регионам, очевидно, — рассказывает аварийный комиссар страховой компании Нина Корнеева. — Прежде всего речь о транспортной доступности: как видим, дороже всего ТО на Чукотке, где и добраться до пункта, если техника находится не в самом Анадыре, — отдельная песня. Ненецкий округ — примерно то же самое. А в Петербурге, надо полагать, больше востребованность: Питер проводит чуть ли не больше всех в России сделок с авто на душу населения.
Зато статистика второго известного «автосбора» — который касается на сей раз всех, кто владеет автомобилем, — вполне оптимистична: Российский союз автостраховщиков (РСА) за год поднял стоимость запчастей для ремонта пострадавших автомобилей на 7,4%. Именно на столько в среднем выросли цены в соответствующих справочниках, которые служат ориентиром для страховых компаний при расчете выплаты на ремонт. И это на удивление помогло: автосервисы вновь заинтересовались ремонтом автомобилей по ОСАГО. Хотя аналитики портала «Дром» говорят о повышении цен за год в среднем на 17%.
По данным автоплощадки, сильнее всего подорожали ремни, тормозные диски и колодки (15%) и масла (14%). Щетки стеклоочистителя за год «подросли» на 7%, а меньше всего из товаров для техобслуживания подорожали фильтры — они прибавили всего 2–3%.
Сейчас автосервисы «стоят в очереди», чтобы ремонтировать автомобиль по ОСАГО, подчеркнул автоэксперт Петр Шкуматов. «По тем расценкам, которые указаны в справочниках РСА, — добавляет он. — И когда я вижу критику этих справочников и цен, у меня возникает вопрос: а кто тогда те люди, которые стоят в очереди? И почему СТО ремонтируют с таким удовольствием клиентов по ОСАГО и хотят еще больше клиентов?»
Это показывает, что цены в справочниках РСА адекватные и соответствуют рынку, отмечает Шкуматов. Но дело не только в этом: как рассказала страховой комиссар Нина Корнеева, за последний год страховщики значительно улучшили алгоритмы вычисления страховой премии (то есть — сколько автовладелец должен заплатить за ОСАГО) и расчета выплат. По первой части — на этапе заключения страхового договора исключаются высокорисковые марки и категории автомобилей. В частности, только по согласованию «вручную» и по повышенному тарифу возможно застраховать по ОСАГО «Газель»: этот развозной грузовичок, один из самых дешевых на рынке, оказывается источником высокого риска ДТП. Одновременно значительная надбавка применяется и к авто, попавшим в категорию «спортивных».
— Некоторые марки по умолчанию считаются спортивными, «азартными», поэтому страхуются по повышенному тарифу, — рассказала страховой комиссар. Как правило, за такой «дискриминацией» — статистика аварийности, поэтому, как бы ни было обидно пунктуальному владельцу машины, некоторые марки со «спортивной» репутацией тянут страховую премию вверх.
По словам собеседницы «МК», применяются и другие методики: например, автоматически не обновляется история скидок при смене водительского удостоверения (поэтому, в частности, ОСАГО на водителя с 10- или 20-летним стажем внезапно может вырасти вдвое — не был учтен хороший коэффициент бонус-малус). Исправить это — как и застраховать автомобиль из «дискриминируемой» категории — все равно можно, но лишь очно и после собеседования с руководителем филиала. Зато ОСАГО благодаря этим маленьким уловкам страховщиков вновь заработало.