Москва продолжает «тайные» продажи «голубого топлива» в европейские страны. Такими словами британское издание Telegraph прокомментировало самую свежую торговую статистику Евростата, где отмечается, что государства континента за 9 месяцев 2023 года заплатили за поставки российского СПГ не менее 6,1 млрд евро. Крупнейшими покупателями оказались Испания, купившая углеводороды на 1,8 млрд евро, Франция (1,5 млрд евро) и Бельгия (1,36 млрд).
Рост закупок сжиженного российского газа наблюдался даже со стороны самых ярых политических оппонентов Москвы: Эстония и Литва, приобретающие топливо в основном через посредников, заплатили за российские «токсичные» углеводороды до 1 млрд евро. Европейские импортеры вину за подобные финансовые операции перекладывают на биржевых трейдеров, которые якобы еще в летний период приобрели дополнительные топливные ресурсы, а теперь пытаются реализовать свои накопления, искусственно повышая стоимость разовых предложений.
«Заявления о рекордных закупках российского СПГ можно считать рыночной спекуляцией, провоцируемой отнюдь не российской стороной, а именно участниками внутреннего сырьевого рынка ЕС», — считает инвестиционный стратег УК «Арикапитал», доцент Финансового университета при правительстве РФ Сергей Суверов. В отношении экспорта «голубого топлива» из нашей страны официальные санкции не действуют: есть некоторый набор ограничений, включаемый в случае поднятия биржевых котировок выше $2000 за тысячу кубометров. Поскольку при заключении соглашений на поставку СПГ такие претензии не действуют, то отечественные производители охотно продолжают продавать сырье, пользуясь высоким зарубежным спросом.
«Европа хвастается, что к нынешнему отопительному сезону заполнила свои подземные хранилища почти на 100%. Никто не скрывает, что значительная доля этого сырья была приобретена не по долгосрочным контрактам у альтернативных поставщиков (ближневосточных и американских добывающих холдингов), а у рыночных трейдеров, перекупающих энергоресурсы непосредственно в точке доставки: в бельгийских портах Антверпен и Зебрюгге», — отмечает аналитик. Эти перевалочные узлы фактически напрямую соединены с Северным морем и выступают самым мощным и наиболее дешевым каналом поставок энергоресурсов потребителям Еврозоны. Российские экспортеры также продают свое сырье на эти площадки. Нынешняя структура поставок сырьевых ресурсов в ЕС обусловлена сложными политическими и экономическими маневрами. Европейские страны вынуждены покупать более дорогостоящее сырье, в том числе, в Соединенных Штатах. Доставка углеводородов через океан увеличивает конечную стоимость каждого кубометра. Рыночные котировки «голубого топлива» в Европе доходят до $52 за тысячу кубов.
Конечно, такая сумма пока не выглядит заоблачной — в 2021 году стоимость тысячи кубов пробивала отметку в $4000. Между тем, скорее всего, это стоимость уже законтрактованных объемов. Иными словами, это сырье купили не конкретные европейские потребители, а те же самые биржевые спекулянты: заключать сделки на более долгие сроки конечным покупателям придется с ценовой надбавкой, включающей риски очередных заградительных требований против поставок российского топливного экспорта.
Впрочем, кому будут предъявляться в таком случае взыскания или судебные иски, совершенно непонятно. По словам главного научного сотрудника Института экономики РАН, доктора экономических наук Игоря Николаева, если торговля российским сырьем будет осуществляться посредством заключения сделок с независимыми биржевыми трейдерами, то такие операции будут осуществляться на вполне законных условиях, объявлять по которым санкционные претензии будет крайне затруднительно.
Пока же картина на европейском газовом рынке складывается следующая. Американское топливо в связи с удорожанием транспортных услуг постоянно растет в цене. Сезонные зимние заморозки угрожают подкинуть котировки тысячи кубометров до $700. Российский СПГ, который сейчас экспортируется (по неофициальным сведениям) примерно на 15-25% дешевле сырья международных конкурентов, остается главным лакомым кусочком на мировых сырьевых площадках.