От фискального маневра болгарского правительства в первую очередь пострадают Сербия и Венгрия, которые, в отличие от своих партнеров по Европейскому союзу, продолжают закупать сырье в нашей стране. В связи с этим Белград и Будапешт предъявляют претензии к Софии, приравнивая новые налоговые требования Болгарии чуть ли не к экономическому преступлению. В частности, венгерский министр иностранных дел Петер Сийярто выразил недоумение, почему дополнительные расходы за антироссийские санкции, которые в принципе не распространяются на «голубое топливо», лягут на плечи их национальных потребителей.
Беспокойство венгров и сербов по поводу значительного увеличения стоимости энергоресурсов является вполне обоснованным. София не скрывает, что собирается, скорее, не финансово наказать Россию, с которой у ЕС существуют серьезные политические разногласия, а элементарно нажиться на европейских топливных контрагентах Москвы. Закупки углеводородов у наших производителей болгары начали сокращать, а потом полностью остановили, примерно с весны прошлого года, когда Владимир Путин поручил перевести платежи от недружественных стран за газ в рубли. Вместе с тем София не отказалась от сбора транспортной комиссии за транзит сырья по своей территории (сухопутному продолжению трубопровода «Турецкий поток» и внутренней газотранспортной системе) в Венгрию и Сербию. Поставки «Газпрома» в этом направлении относительно небольшие: около 6-7 млрд кубометров ежегодно. Тем не менее обновление фискальных ставок позволит болгарам нарастить свою прибыль от такого незатейливого бизнеса почти на $900 млн.
«Трудно не согласиться с тем, что Болгария встала на путь незаконного регулирования собственной финансовой базы, противоречащего законодательным механизмам ЕС, — полагает замгендиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. — Новый налог — нескрываемая дискриминационная мера, вводимая исключительно по отношению транзитного российского газа». Для экспертов совершенно не понятна конструкция фискального администрирования: сохраняющийся транзит оформлен и оплачивается в соответствии с контрактом, заключенным «Газпромом» и «Булгартрансгазом». При подписании этой сделки новый сбор не предусматривался. Половину годового потребления «голубого топлива» Софии обеспечивает Азербайджан через Трансадриатический газопровод TAP и внутреннюю европейскую транспортную магистраль — Интерконнектор IGB, объединяющую Болгарию с национальной газовой системой Греции. Другую половину сырья София закупает преимущественно на открытом рынке посредством разовых биржевых операций с Турцией, Грецией и Венгрией. Скорее всего, этот газ имеет российское происхождение и продается болгарам европейскими контрагентами, у которых образовался излишек сверхплановых углеводородов.
«Болгария сама спровоцировала обострение отношений, причем, не столько с Россией, сколько с другими полноправными членами Евросоюза, — обращает внимание инвестстратег УК «Арикапитал», доцент Финансового университета при правительстве РФ Сергей Суверов. — Свои претензии София будет доказывать в арбитражах континента. Не приходится сомневаться, что решения, которые примут европейские суды, окажутся не в пользу Москвы».
Между тем, как полагает эксперт, за счет увеличения оплаты транзита Болгария преследует как собственные алчные цели, так и оказывает услугу американским поставщикам сжиженного сырья. В настоящее время СПГ, поступающий в Еврозону из-за океана, торгуется в районе $500-600 за тысячу кубометров. «Голубое топливо», поставляемое Россией по «Турецкому потоку», продается дешевле: по оценкам наблюдателей, на $20-30 за «тысячу» кубов. Россия, потеряв возможность экспортировать существенные объемы по трубопроводам, наращивает зарубежные продажи сжиженного сырья: их доля в энергобалансе ряда западных государств (в частности, Бельгии и Испании) стремительно повышается. «Американский СПГ, которым Вашингтон собирался затоварить европейский рынок, в таких обстоятельствах становится неконкурентоспособным, — считает аналитик. — За счет сомнительного повышения транспортных налогов София нивелирует разницу между стоимостью заведомо дорогих углеводородов из США и более привлекательного сырья из России».
Однако для американских поставок существуют и другие препятствия. Администрация Панамского канала, через который экспортируется большая часть американского СПГ, еще летом этого года объявила об ограничении транзита судов. Трейдерам приходится избегать этого маршрута, переправляя сырье через мыс Доброй Надежды и Суэцкий канал, что заметно увеличивает время доставки и, естественно, контрактную стоимость «голубого топлива». Перевозка СПГ на большие расстояния повысит цену американских энергоносителей, поэтому европейцам все равно будет более выгодно приобретать «токсичное» сжиженное горючее у российских добывающих компаний.