Польская забастовка длится уже почти две недели, и вокруг нее не утихают обсуждения. Однако теперь к забастовке может присоединиться Словакия.
Вчера словацкие дальнобойщики заблокировали проезд украинским перевозчикам на один час - 16 ноября с 13 до 14 часов по местному времени. Союз автоперевозчиков Словакии также, как и их польские коллеги, недоволен решением ЕС о льготах для украинских дальнобойщиков, и требует их отмены. Представитель союза Станислав Скала отметил, что если в течение недели не произойдет никаких изменений в ситуации, то дальнобойщики Словакии уже полностью заблокируют КПП на границе с Украиной.
Если это произойдет, то у Украины останется совсем немного вариантов для транспортировки грузов. Их можно будет провозить только через Румынию и Венгрию, что будет занимать гораздо больше времени. К тому же очереди на этих КПП сильно увеличатся. Так, 10 ноября на пропускном пункте на границе с Румынией в очереди стояло 2805 фур, а за сутки проехало 259
Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец рассказал «МК», какие экономические последствия возможны для Украины и как могут повести себя остальные приграничные страны в этом конфликте:
- Основная граница для Украины – все-таки польская, особенно после прекращения экспорта по морю. Словакия, Венгрия и Румыния находятся за Карпатами, а Карпаты – это горы, через них перебираться непросто. Равнинная граница – это Польша.
Почему возник этот кризис? В 2022 году поляки отменили разрешительный характер пересечения границы для украинских грузовиков, и те в силу более низких издержек заняли рынок перевозок между Украиной и Польшей с ЕС. Во-вторых, начали больше работать на внутреннем рынке Польши, перевозя польские товары в Европу.
Для польских дальнобойщиков это удар. Они теряют рынок. И они перекрыли границу, чтобы заставить свое правительство вернуть прежний разрешительный характер пересечения границы для украинских грузовиков.
После этого украинцы поехали через другие границы, в том числе через Словакию. Если двигаться с северо-востока на запад, следующая там Словакия. Теперь у Словакии начались проблемы. Соответственно, у местных дальнобойщиков возникло желание тоже поучаствовать в ограничении свобод для украинских перевозчиков.
А для Украины это фактически экономическая катастрофа, потому что после того, как у них упали морские перевозки, а до этого украинская торговля, по сравнению с 2021 годом, упала в два раза, теперь она может упасть еще вдвое. Просто за счет того, что перевозить грузы в Европу стало крайне сложно.
Поэтому Европейская комиссия потребовала от поляков нормализовать отношения с Украиной на границе. Но пока забастовка продолжается. И это серьезный ущерб для украинской экономики, потому что местный бизнес теряет рынки. Если продукция не будет доставлена, есть риск санкций или просто потери рынка.
- Какие конкретные последствия могут быть для украинской экономики?
- Они могут потерять остатки рынка внешней торговли, и тогда про кооперацию с Европой можно забыть. Экспорт Украины составляет 2,5 миллиарда в месяц. До начала СВО у них месячный оборот торговли составлял около 7 миллиардов.
- Могут ли дальнобойщики Словакии начать полноценную забастовку?
- Вполне могут.
- Получается, останутся только Румыния и Венгрия. Есть вероятность, что и эти страны решат присоединиться к забастовке?
- Это зависит от позиции профсоюзов и правительства. Словакия сейчас достаточно критично настроена по отношению к Украине. Венгрия тоже. Если торговые потоки будут перенесены в Венгрию, возможно, и там начнутся проблемы.
- Как может быть урегулирован этот конфликт?
- Думаю, он будет урегулирован на условиях возвращения квот на проезд украинских грузовиков на территорию Европейского Союза. Отмена бесквотного режима – это вполне реально.