Рыночный курс российской валюты, ослабление которого является мощным проинфляционным фактором, ушел ниже отметок в 93 за доллар и 98 за евро. Между тем, еще в начале октября доллар котировался выше 100 рублей. Затем, 24 октября, впервые за четыре месяца опустился ниже 94 – на фоне решения властей об обязательной продаже валютной выручки экспортерами. Однако Центробанк не считает эту меру панацей.
«Ограничительные меры могут сработать только на коротком отрезке времени, несколько ускорив влияние фундаментальных факторов, - заявила Эльвира Набиуллина на итоговой пресс-конференции. – В дальнейшем на курс будет влиять ужесточение денежно-кредитной политики, которое охлаждает совокупный спрос. В том числе - спрос на импорт в рублевом выражении. На курс также будут влиять изменения цен и физических объемов экспорта».
Темой номер один пресс-конференции главы ЦБ предсказуемо стала инфляция. Ключевой посыл Набиуллиной: текущее инфляционное давление (в октябре годовая инфляция повысилась до 6,6% после 6,0% в сентябре) значительно усилилось и складывается выше ожиданий Банка России. Устойчиво растет внутренний спрос на товары и услуги, а производство не поспевает за этим процессом, быстро расширить его нереально в текущих обстоятельствах. Предприятиям легче переносить в цены возросшие издержки, связанные в том числе с ослаблением рубля и дефицитом свободных трудовых ресурсов (с ним столкнулись две трети компаний из опроса ЦБ).
В целом ситуация не оставляет государству и населению выбора: если хотим достичь цели по инфляции в 4% в 2024 году, придется надолго свыкнуться со сверхжесткими денежно-кредитными условиями в экономике.
По словам Набиуллиной, высокими остаются темпы роста кредитования. Наиболее проблемная зона - ипотека, в том числе из-за слишком большого объема выдач в рамках государственных программ льготного кредитования. При повышенных инфляционных ожиданиях и неизменных уровнях номинальных ставок такие программы все больше привлекают заемщиков.
В этой связи на пресс-конференции прозвучал вопрос от корреспондента МК»: «Если Банк России будет и дальше давать рекомендации правительству по льготной ипотеке, то о чем пойдет речь – о повышении ставки, об увеличении первоначального взноса, об ужесточении требований к заёмщикам или о чем-то еще?»
«В сентябре у нас ипотека только за месяц выросла на 4,2%, - заметила Эльвира Набиуллина. - Эти темпы уже нельзя назвать просто признаками перегрева ипотечного рынка. Здесь мы видим риски, я о них многократно говорила.
Свидетельством того, что они не уменьшаются, является сохраняющийся разрыв цен на жилье на первичном и вторичном рынке. Поэтому мы и начали принимать меры, связанные в том числе с введением с 1 октября макропруденциальных надбавок, они достаточно серьезные».
По мнению главы ЦБ, эти меры должны сказаться на объемах кредитования, прежде всего, рискованного. «Повышение ключевой ставки играет свою роль в рыночном сегменте ипотеки. Там она замедляется, но темпы выдачи сохраняются. Нужно поднять требование по первоначальному взносу по льготной ипотеке, но это - решение правительства».