Как известно, от плоской шкалы налога на доходы физических лиц в России отказались в 2021 году. Для тех, кто имеет годовой доход более 5 миллионов рублей (свыше 417 тысяч в месяц), подоходный сегодня составляет не 13%, как для всех остальных категорий россиян, а 15%.
Фискальные органы не раскрывают точного количества его плательщиков. По данным Росстата их менее одного процента населения, независимые эксперты насчитывают 2%. Скорее всего, точной цифры тех «кому на Руси жить хорошо» мы никогда и не узнаем. Далеко не все, кто имеет доход более 5 миллионов, горят желанием поделиться с ближним своим счастьем, то есть,.повышенным налогом И пользуясь разными схемами, уходят от его уплаты.
По мнению некоторых экспертов, здесь, возможно, было бы эффектнее для экономики страны ввести уголовное наказание за уклонение от налогов, приравнять такое деяние к расхищению государственных средств.
Но, судя по всему, результаты эксперимента, начавшегося в 2021 году, власти пока устраивают. В ближайшие три года (с 2024 по 2026-й) 15-процентный налог принесет федеральному бюджету дополнительно около 570 миллиардов рублей.
Казалось бы, правительство должно быть заинтересовано в том, чтобы, не откладывая дела в долгий ящик, переходить на прогрессивную шкалу. Тем более, что в начале месяца в Госдуму был внесен соответствующий законопроект. Его суть заключается в том, чтобы освободить от уплаты россиян с доходом ниже 30 тысяч рублей в месяц. Но для людей с доходов от 5 миллионов и более рублей в год ввести прогрессивную шкалу — 25 и 30 %. А если доход превышает 100 миллионов в год, то взимать 35 %.
Тогда и поступлений в казну будет больше. Ведь с 2024 по 2026 годы бюджет прогнозируется дефицитным - соответственно 1,6 трлн рублей; 0,9 трлн и 1,5 трлн. Казалось бы, пускай богатенькие россияне эту финансовую дыру и затыкают.
Официальная реакция кабмина на депутатский законопроект не известна. Зато озвучена позиция замминистра финансов РФ Алексея Сазанова, который заявил, что «расширять прогрессивную шкалу НДФЛ сейчас не имеет смысла, налоговая система отвечает нынешним реалиям».
Ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников согласен с позицией Минфина .
- В предложенном депутатском законопроекте главным было не прогрессивная ставка для высоких доходов, а освобождение от уплаты подоходного лиц с доходами меньше 30 тысяч рублей в месяц, - говорит он. - В этом случае выпадающие из бюджета доходы составляют около одного триллиона рублей. А то, что можно было собрать с высокооплачиваемых слоев населения, давало прибавку к бюджету примерно 1,132 триллиона. В итоге эффект почти нулевой. При этом, если менять хоть одну ставку, нужно менять всю налоговую систему, сбалансировать ее, выделять платежи в разные социальные фонды...
При этом, как считает экономист, вопросы к социальной несправедливости при налогообложении в обществе по-прежнему остаются. Но, скорее всего, они будут решаться в следующем бюджетном цикле, во второй половине нынешнего десятилетия, не раньше.
- Вопрос введения прогрессивной шкалы налогообложения назрел давно, - высказывает мнение доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. - Но есть опасения, что пересмотр новых ставок свыше определенных сумм доходов, может привести к тому, что начнут вымываться с рынка труда высококвалифицированные и хорошо оплачиваемые кадры. Те самые, которые инициативные и креативные, которые сегодня и двигают вперед нашу экономику. Чего допускать никак нельзя. .
Мне кажется, вполне реально ввести повышенные ставки для очень высоких доходов, скажем, от 20 миллионов рублей в год. Не думаю, что эти специалисты куда-нибудь побегут. Как правило, это топ-менеджеры крупных компаний или собственники бизнеса — с собой за границу они его не заберут. То есть, допустим, от 5 миллионов сохранить нынешнюю ставку в 15%, а при годовом доходе от 20 миллионов сделать ее повыше.