МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Правительству поручили проложить велодорожки по всей стране: выиграет шеринг

Частные самокаты — в невыгодном положении

Развитие сети дорожек, парковок и другой инфраструктуры для велосипедов и самокатов, вероятно, коснется всей России. Поручение разработать соответствующую инфраструктуру содержится в дорожной карте Правительства России — градостроительные нормы должны появиться уже летом следующего года. Таким образом, запрету СИМ в городах власти пока предпочитают развитие инфраструктуры безопасной езды. Какие объекты появятся в рамках новой госпрограммы и улучшит ли это безопасность на улицах — выяснял «МК».

Фото: АГН «Москва»

Первый компонент инфраструктуры для СИМ, нормы которого должны к следующему лету проработать Минстрой, МВД и Минтранс, — сеть велодорожек, которые позволят отделять потоки пешеходов от СИМ и велосипедов. Об этом говорится в правительственной дорожной карте по развитию инфраструктуры для этих видов транспорта. Таким образом, впервые за последние месяцы достоянием общественности стали меры по развитию, а не новым ограничениям движения на электросамокатах и других средствах «малого транспорта».

Наряду с дорожками проекты ведомств должны будут содержать в том числе нормативы по парковочным местам, правила хранения и стоянки СИМ, землеотводов для их обустройства. Из документов, которые правительство представит на суд законодателей будущим летом, станет ясно, какую плотность «насыщения» электросамокатами в городах настоящего и будущего считает допустимой государство.

Следующим этапом работы над развитием инфраструктуры будут решения регионов — исходя из федеральных проектов власти субъектов в течение всего двух месяцев после их публикации должны будут создать свои планы по созданию и интеграции инфраструктуры для СИМ в городские транспортные системы. Напомним, до нынешнего момента развитие этой инфраструктуры целенаправленно ведется лишь в Москве и нескольких других крупнейших городах, причем часто это является инициативой коммерческих операторов кикшеринга (проката электросамокатов).

— В дорожной карте есть акцент на развитии отрасли микромобильности и условий для нее, — комментирует представитель одного из крупных операторов проката. — Конкретика, очевидно, будет появляться позже. Пока же можно сказать, что лучшее решение, учитывающее движение СИМ и пешеходов, — развитие велоинфраструктуры.

По словам собеседника «МК», сейчас крайне актуально также зафиксировать правила совместного нахождения СИМ и пешеходов на тротуаре, которые учитывают интересы и безопасность обеих групп. Напомним, именно из-за соседства самокатов с пешеходами на тротуарах происходит большинство ЧП с участием СИМ, а первый же пакет нормативных актов, касающихся «малого транспорта», содержал ограничение скорости в пешеходных зонах до пешеходных значений.

ПДД нужно уточнять и конкретизировать, так же как и ответственность нарушителей, добавили в сервисе. «Со своими нарушителями сервисы кикшеринга справляются: есть система штрафов за нарушение правил, возможность отслеживать устройства при инцидентах, но частные СИМ тоже должны быть в рамках права», — подчеркнул представитель компании.

Отдельный пункт напряженности в отношениях между самокатчиками и остальными горожанами — парковка «малого транспорта». «Для транспортного сценария использования СИМ парковок нужно много, чтобы горожанам было удобно доехать до пункта назначения и оставить там самокат, — пояснили в сервисе кикшеринга. — Поэтому мы практикуем упорядоченный, но быстровозводимый вариант — виртуальные парковки, отмеченные в приложении». В перспективе такие парковки могут быть единой городской инфраструктурой — в том числе для владельцев частных велосипедов и самокатов.

При этом то, что программа не будет ограничиваться крупными городами, — большое преимущество, пояснили в компании. «Развитие инфраструктуры оправданно по всей стране, поскольку имеет целью сделать передвижение комфортным и безопасным, — заявил собеседник «МК». — Кроме шеринга в городах есть велосипедисты, владельцы частных СИМ и так далее. Так что эта инициатива положительно повлияет и на смежные с шерингом области».

Возможно, в планы развития инфраструктуры впишут и систему контроля за нарушениями ПДД самокатчиками — о ней идут разговоры и на региональном, и на федеральном уровне. У кикшеринга уже сейчас есть возможность отслеживать по навигационным маячкам местоположение каждого устройства и профиль его водителя. Остается ввести этот стандарт уже и для частных самокатов, которые окажется возможно идентифицировать. Представители двух опрошенных «МК» операторов проката электросамокатов предложили также распространить на частные СИМ правила об обязательной прошивке «тихих зон» и прочих ограничений скорости по ПДД.

Но если способы «впрячь» миллионы частных электросамокатов в цифровое поле ответственности так же, как уже интегрирован туда кикшеринг, пока не слишком очевидны — у продаваемых до нынешнего дня в России СИМ нет защищенных, как у автомобилей и мотоциклов, серийных номеров, а для тотальных рейдов в мегаполисах может не хватать сотрудников полиции, то смелых проектов вело- и самокатодорожек вполне можно ожидать. Может, например, всплыть из небытия идея велополитена, впервые предложенная в СССР около 45 лет назад инженером Полем Райкиным. Концепция предусматривает сеть крытых внеуличных галерей, по которым на велосипедах (или — добавим — электросамокатах) можно быстро и без лишних затрат сил доехать из одной части города в другую. Это решило бы, скажем, проблему почти непреодолимого для двухколесных Третьего транспортного кольца. Если, конечно, на такие амбициозные проекты сейчас хватит денег.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах