Двумя днями ранее министр заявил, что в 2024-2026 годах на валютном рынке может сложиться «новое равновесие» на уровне 90-92 рубля за доллар. Выступая на заседании бюджетного комитета в Госдуме, Решетников указал на положительную динамику в ситуации с сальдо торгового баланса.
Отчасти это может служить объяснением его высказываний относительно курса рубля на следующий год. Но именно отчасти, с огромной долей натяжки. Упомянул чиновник и «принятые меры»: речь идет о президентском указе об обязательной репатриации и продаже валютной выручки экспортерами. Но это уже никакой не фундаментальный фактор, и он пока не заработал.
Существует целый ряд обстоятельств, заставляющих усомниться в словах Решетникова. Например, согласно обновленному базовому прогнозу самого Минэкономразвития на 2024 год, экспорт из РФ составит $471 млрд, импорт – $319,7 млрд.
Положительное сальдо торгового баланса будет лишь ненамного выше, чем в текущем году – $80,7 млрд против $74,4 млрд. А главное: это не реальность, а именно прогноз, признанный вдобавок в Госдуме оптимистичным. Реальность же, по информации ЦБ, такова: в январе-августе внешнеторговое сальдо сократилось на 67,5% по сравнению с показателем за аналогичный период 2022 года, экспорт за восемь месяцев упал на 31,1% (до $276,5 млрд), импорт вырос на 17,5% (до $201,7).
Далее: согласно свежим данным от Росстата, в сентябре месячная инфляция ускорилась до 0,87% (с сентябрьских 0,28%), годовая - до 6%. Ведомство Решетникова пересмотрело свой апрельский прогноз с 5,3% до 7,5% в 2023 году. А Центробанк в октябрьском бюллетене «О чем говорят тренды» открыто провозгласил: жесткая денежно-кредитная политика – это всерьез и надолго, поскольку с инфляцией надо что-то делать. Соответственно, постоянно растущие банковские ставки по кредитам продолжают гасить любые намеки на экономический рост, отрезая бизнес от источников заемных средств.
Еще один важнейший момент заключается в отсутствии координации между ЦБ и финансовым блоком правительства. Во вторник, 17 октября, Госдума одобрила в первом чтении предложение Минфина втрое увеличить акцизы на вино и на 4-7% - на табак. Денег это в бюджет принесет лишь 39 млрд рублей, а инфляционные ожидания подстегнет. Выходит, все благие усилия Центробанка по обузданию индекса потребительских цен априори обречены на крах.
«Все разговоры о курсе в 90 за доллар в 2024 году не имеют под собой оснований, – это чистой воды спекуляция, - рассуждает директор Центра структурных исследований РАНХиГС Алексей Ведев. – У нас абсолютно кривой рынок, у наших крупнейших банков заморожены корреспондентские счета по доллару и евро, у нас искажена внешняя торговля и, соответственно, платежный баланс. Действительно, курс под сотню – это дороговато с точки зрения импортеров и тех граждан, кто совершает поездки за рубеж. Но сейчас нет той силы, которая способна изменить ситуацию».
Не стоит ожидать, что российская валюта укрепится с нынешних 97,5 за доллар до 90, то есть, почти на 10%. Для этого нужно, чтобы изменились именно фундаментальные факторы, чтобы экспорт начал резко прибавлять в стоимостном выражении, а импорт – снижаться. Однако ничто, включая достаточно высокие цены на нефть, пока не предвещает столь крутого перелома в динамике внешней торговли, отмечает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. На это, по его словам, указывает и собственный прогноз Минэкономразвития, согласно которому положительное сальдо торгового баланса вырастет в 2024 году весьма незначительно.
«В выводах Минэкономразвития относительно курса доллара в 90 есть рациональное зерно, но показатель выглядит несколько заниженным, - считает финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов. - С одной стороны, сохраняются объективные факторы давления на рубль: сокращение экспортных доходов, отток капитала, геополитические риски.
Впрочем, у правительственной версии есть свои резоны. В их числе: прогнозируемое на уровне $80-100 млрд в 2023 году положительное сальдо текущего счета; обязательство по возврату и продаже валютной выручки экспортерами; высокая ключевая ставка ЦБ; постепенное восстановление импорта, что насытит внутренний рынок товарами и снизит избыточный спрос на валюту».
Наиболее реалистичным прогнозным показателем на 2024 год Антонов считает курс в диапазоне 95–100 рублей за доллар. А в случае ослабления геополитических рисков - 85–90 рублей.