Как отмечает Росстат, в 2022 году зафиксировано максимальное снижение производительности труда — на 3,6 %. Это самое серьезное падение с 2009 года, когда этот показатель просел на 4,1%. Производительность труда также снижалась в 2015 и 2020 годах, правда, не так сильно. В целом этот показатель по годам колеблется то вверх, то вниз. Так, в 2021 году он вырос на 3,7%...
Правда, внутри этого общего падения статистика выделяет отрасли, которые, наоборот, прибавили в производительности. В частности, в сельском хозяйстве рост на 8,7 %. Этот рывок в производительности в известной степени обеспечивает импортная техника, которую аграрии активно закупали в предыдущие годы. Современные комбайны, трактора и сеялки-веялки работают с максимальной нагрузкой, оснащены приборами навигации, задача механизатора - только развернуть агрегат на краю поля. А дальше, по специальной программе, он самостоятельно и косит, и молотит.
Среди передовиков статведомство также отмечает отрасли строительства, сферу гостиниц и общепита, обеспечение электроэнергией. Правда, здесь успех скромнее: от 0,8 до 1,8 %.
Максимальное же падение производительности труда зафиксировано в оптовой и розничной торговле — почти 13 %. Очевидно, подкачала низкая покупательная способность населения. В обрабатывающих производствах отмечено падение на 3,3 %, в сфере добычи полезных ископаемых на 3,4 %. Не радует динамика этого показателя в сфере транспортировки и хранения, а также в профессиональной, научной и технической деятельности, где производительность труда соответственно снизилась на 4,5 и 7 %.
С другой стороны, в минувшем году, в результате специальной военной операции на Украине, на Россию обрушились все экономические санкции, которые только можно придумать. Что, конечно же, отражается и на макроэкономических показателях. Однако всем теориям и учениям назло, номинальные зарплаты в стране по итогам 2022 года выросли на 12,6 %.
Получается, что россияне в большом долгу у родного государства и у своих работодателей. Работали меньше, а заработали больше. Нужно отметить, что граждане, как правило, весьма болезненно реагируют на колкие реплики вокруг того, что вот зарплаты у них растут, а отдача топчется на месте или даже снижается.
- Наши сограждане в данном случае не виноваты, - говорит главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. - Они работали бы и больше, если бы у них были заказы, налаженный сбыт продукции, производственные цепочки или логистика. Чего в условиях экономических санкций и многих других сопутствующих факторов сегодня обеспечить не удается.
Однако с точки зрения макроэкономики разрыв между ростом зарплаты и падением производительности труда нормальным назвать нельзя. Такого перекоса в среднесрочной перспективе экономика не выдержит и зарплаты неизбежно начнут снижаться.
- Сама динамика роста одного показателя и снижения другого вызывает удивление специалистов?
- Удивительного здесь ничего нет. Все объяснимо. Производительность труда считается не по зарплате, а по ВВП. В прошлом году он снизился на 2,1 %. То есть «новой стоимости», товаров мы создали меньше, а количество работающего населения осталось примерно тем же. Отсюда и падение производительности. Между тем рост зарплат должен обеспечиваться именно «новой стоимостью». Разрыв между ростом зарплаты и снижением производительности показывает, что в экономике есть проблемы.
- Это может привести к какому-нибудь кризису?
- Нет, но это производная от того, что в целом негативного происходит в экономике.