Чуть более двух недель назад, на Восточном экономическом форуме первый замглавы Минэкономразвития Илья Торосов заявил, что у ведомства есть план, как вернуть доллар в коридор от 70 до 80 рублей. Эти слова представителя финансового блока правительства в четверг, 28 сентября, в ходе Московского финансового форума напомнили главе этого ведомства Максиму Решетникову.
Министр не растерялся и обратил внимание собравшихся на необходимость новых методов валютного контроля, подчеркнув, что нужно выстраивать более сложную систему и «пробовать новые инструменты» регулирования, чтобы России не пришлось платить за открытость повышенной ставкой.
По его мнению, следует присмотреться к китайской модели, где существует некая «мембрана» между внутренним и внешним валютным курсом, что делает юань относительно стабильным.
Это заявление вызвало сильную дискуссию и с «высоких трибун» уже второй день идут друг за другом громкие заявления. Сначала глава Банка России Эльвира Набиуллина указала на риски возникновения множественности курсов и негативные последствия для финансового сектора при разделении валютного рынка и использовании подобных «мембран». По ее словам, усиление валютного контроля также не является способом борьбы со слабым рублем, так как только создает ненужные барьеры, которые бизнес все равно научится обходить, а думать нужно, прежде всего, о его интересах.
Глава Минфина Антон Силуанов выразил солидарность с позицией ЦБ РФ и также не поддержал использование упомянутой «мембраны» и создание двойного курса валюты по китайскому образцу. На следующий день своим мнением поделились и госбанкиры.
Больше всего шума наделало заявления Андрея Костина, который подчеркнул, что спасти рубль от падения введением двойного курса не получится. Он выразил опасение, что при введении предложенной главой Минэкономразвития «мембраны» будет два курса — по одному доллар будут оценивать в 150 рублей, а по второму — 250.
Герман Греф был не менее ярок в своей оценке: предложение Решетникова он назвал «шагом назад» в регулировании. По его мнению, это будет означать отсутствие конвертируемости, что обернется огромным ущербом для экономики.
В общем, позиция главы Минэкономразвития поддержки не нашла. На фоне этих заявлений рубль на Мосбирже продолжил в пятницу терять позиции. Эксперты указали сразу несколько причин такого поведения отечественной валюты.
По словам директора департамента корпоративных финансов ИК «ИВА Партнерс» Артема Тузова, старые методы удержания курса рубля через повышение ключевой ставки ЦБ и продажу валютной выручки экспортерами перестали работать, а новые власти пока только нащупывают.
Экспортная выручка, которая раньше была в основном в долларах и евро, теперь приходит в десятке разных валют, в числе которых доллар и евро уже не занимают доминирующего положения. В то же время импорт продолжает идти преимущественно за доллары и евро. Таким образом, на рынке возникает ситуация, когда спрос превышает предложение и курс этих недружественных валют растет.
Однако, как только доллар достигает уровня в 100 рублей и Минфин, и ЦБ РФ начинают применять более жесткие методы контроля. Из этого можно сделать вывод, что пока уровень до 100 рублей за доллар является серьезной точкой сопротивления для нацвалюты. Однако для стабилизации ситуации в ближайшее время властями могут быть введены мягкие методы валютного регулирования, уверен аналитик.
«Корнем текущих проблем является фундаментальный переход российской экономики на торговлю в национальных валютах, — продолжает тему руководитель аналитического управления по глобальным рынкам ИК Fontvielle Артур Мейнхард. — По данным Министерства экономического развития доля дружественных валют в структуре импорта и экспорта РФ составляет 69-72%, из них около 35-40% приходится на российский рубль».
Получается, поставляя на экспорт энергоресурсы, российские компании получают в оплату обратно российские рубли в пропорции 35% — рубль; 65% — валюта дружественных и недружественных стран. Причем доля рубля в таких транзакциях растет, так как рубль не является мировой валютой, как доллар США, евро, юань и прочие.
Получателям российских энергоресурсов проще расплатиться с нами рублями, поскольку способность их использования является крайне ограниченной. Вряд ли иностранный держатель российского рубля сможет им расплатится за поставки товаров из стран Южной Америки, Африки и прочих государств.
Единственная возможность найти применение российскому рублю — это заплатить за поставку товара из России. Получается, что валютные доходы российских экспортных компаний снижаются, а они исторически являлись донорами на валютном рынке РФ. Несмотря на то, что они продают на внутреннем рынке около 85% своей валютной выручки, реальное поступление иностранной валюты на рынок снизилось на треть.
С учетом растущего спроса на валюту со стороны импортеров и сужающегося предложения иностранной валюты на российском рынке вследствие выдавливания её российским рублем из экспортных доходов, девальвация рубля продолжится на фоне дисбаланса спроса и предложения на рынке.
«Я предполагаю, что на конец октября доллар США вновь вернется к отметке в 100 рублей не только на фоне проблем в структуре импорта и экспорта РФ, но и на фоне укрепления доллара к корзине иностранных валют, — указал эксперт. — Что касается евро, то я считаю, что негатив в рубле превысит негатив в зоне евро, что позволит «европейцу» закрепится на отметке 104,5 рублей».
«Я считаю, что рубль будет в ближайшее время торговаться в коридоре 90-100 рублей за доллар, и это нормально, в том числе потому, что это устраивает российский бюджет и всех, кто отвечает за его наполнение, — отметил член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев. — Ну а дальше Россию ждут президентские выборы, рост ключевой ставки и увеличение цен на нефть. Все это даст стимул к укреплению национальной валюты».
Агентство Bloomberg давало прогноз о том, что рубль может укрепиться до 80 рублей за доллар США в ближайшей перспективе, и эксперт назвал его вполне реалистичным, более того, отечественная валюта может быть и ещё крепче, поскольку грядут выборы. Кроме того, плохая конъюнктура рынка и «нефтяной потолок» остались в прошлом, что благотворно для рубля, напомнил Разуваев.