Ограничение на экспорт бензина и дизельного топлива из России было введено 21 сентября. Правительственное решение не стоит считать «драконовским» методом — только за лето стоимость самых популярных сортов горючего выросла на бирже чуть ли не вдвое. С начала лета биржевые котировки АИ-92 подорожали с 55 тыс до 70 тыс рублей за тонну. Мораторий на экспорт сработал: стоимость бензина сразу же рухнула на 22-24%. Правда, ужесточение контроля над продажами моторного топлива не остановили отечественных поставщиков, пополняющих свои карманы за счет продажи горючего за границу и опосредованно стимулирующих разгон цен на российских бензоколонках. Каждый день внутренние рыночные котировки горючего отыгрывают в среднем по 1%. Такими темпами уже через две-три недели они опять достигнут рекордных значений и тогда все распоряжения чиновников придется снова пересматривать.
- После радикальных мер, введенных государством в отношении производителей горючего, стоит ли рассчитывать на скорейший переход отечественного рынка к низким ценам на моторное топливо?
- Не факт. Нефтяники и другие поставщики вряд ли начнут оперативно наполнять рынок достаточными объемами горючего. Между правительством и крупными сырьевыми компаниями продолжается торг. Подтверждением тому служит недавняя встреча зампреда правительства Александра Новака с руководством отраслевых холдингов. Насколько я понимаю, стороны согласуют следующую схему взаимоотношений. Если производитель реализовал на внутреннем рынке некоторые, согласованные с регуляторными ведомствами объемы нефтепродуктов, у его предприятий открываются двери, то есть появляется возможность заработать на сбыте сырья зарубежным клиентам. Владимир Путин неоднократно требовал от производителей сначала наполнить энергоресурсами внутренний рынок, и только в соответствие с излишками - объемами горючего, не столь критически важными для пополнения запасов и выполнения национальных экономических задач - заключать различные долгосрочные контракты на иностранных торговых площадках.
- И чем плоха такая схема для нашего рынка?
- По-сути, осуществление этой идеи продвигается уже несколько десятков лет. Есть подозрения, что скоро запретят сделки (по перепродаже купленного на бирже сырья третьим фирмам — «МК») и на внутреннем рынке. Ряд трейдеров, обеспечивающих поставку, закупку и транспортировку горючего местным потребителям, рискует просто остаться без работы — без лицензии на осуществление своей деятельности многие фирмы и их работники останутся без гроша.
- Разве такой принудительный инструмент стоит считать справедливым - ведь многие сбытовые компании априори выходят из игры?
- Но ведь эти компании далеко не всегда покупают топливо на бирже, чтобы продать приобретенные объемы отечественным клиентам. Достаточно сложно выяснить, в какой мере они руководствуются интересами национальной законодательной политики в сфере торговли топливом, а в какой умудряются повышать собственные заработки, пользуясь прорехами в постоянно обновляемых отраслевых документах. Скорее всего, правительство старается избавиться от таких игроков, поэтому отечественный сбытовой рынок бензина и мазута ждут серьезные перемены: продавать нефтепродукты за рубеж по более выгодным ценам смогут только те компании, которые отчитались перед государством о реализации аналогичных объемов внутренним клиентам.
- Только цены на внутреннем рынке снова начали расти — значит эффект пока не достигнут?
- Свободный рынок и создан для того, чтобы продавцы и покупатели могли договариваться об устраивающих всех котировках. Паника на торговых площадках зачастую устанавливается не действиями непосредственных контрагентов, а спекулятивной реакцией трейдеров, для которых главной целью служит увеличение прибыли, но они никак не заинтересованность в укреплении стабильного положения на национальном рынке.
Правительство, конечно, попытается урегулировать темпы роста цен на бензин на уровне инфляции. Только вряд ли получится. К концу декабря инфляция прогнозируется в районе 7-8%, а розничная стоимость, к примеру, дизельного топлива с января уже стала выше на 10%. Другие виды моторного горючего подорожали в меньшей степени, поэтому сохранить тарифы на АИ-92 и АИ-95 за счет видоизмененных налоговых мер чиновники, возможно, смогут. Для обычных потребителей — нас с вами - сейчас гораздо важнее не найти виновного в подорожании бензина, а не допустить новых скачков цен на сырьевых биржах или АЗС.
- Чиновники из уполномоченных ведомств пытаются свалить вину за ценовую неразбериху на топливном рынке на так называемый «серый» экспорт бензина. Говорят, что именно те «несколько миллионов тонн» в год, направляемые за рубеж не совсем чистоплотными бизнесменами, и становятся причиной для новостей о дефиците и резком подъеме цен на региональных рынках. Это действительно так?
На искоренение такой прослойки «серых» экспортеров и направлены нынешние правительственные меры. Торговцев, которые покупают бензин на отечественных биржах, а потом перепродают его зарубежным покупателям, не стоит называть нечистоплотными. Купил подешевле и продал подороже: в этом суть свободного экономического рынка. Теоретически, теперь они лишатся такого способа приумножения доходов. Правда, насколько подобный запрет правительства сработает на практике — покажет время. Многие внедряемые государством регуляторные инструменты сначала кажутся привлекательными, но их исполнение спустя несколько месяцев разочаровывает и вызывает у обычных автомобилистов только раздражение.
- В чем может заключаться разочарование в данном случае?
- Необходимо понимать, что более половины розничного рынка топлива в России контролируется не крупным бизнесом, к которому государство предъявляет новые фискальные претензии, а независимыми фирмами — в их распоряжении может находиться до нескольких десятков АЗС во многих регионах страны. Ряд производственных и транспортных объединений исторически поставляют сырье на хозяйствующие объекты — подобная цепочка поставок существует чуть ли не со времен плановой экономики СССР. Для собственного выживания таким компаниям, судя по всему, и приходится тем или иным способом участвовать в «сером» экспорте. В результате введенных государством мер, крупные холдинги, ведущие диалог напрямую с высокопоставленными правительственными чиновниками, конечно, потеряют часть выручки, но в целом эту ситуацию переживут. А вот жизнь небольших фирм, с советских времен «заточенных» на поставки горючего определенным, локальным предприятиям, окажется на волоске: они и сами могут навсегда уйти с рынка и лишат горючего своих устойчивых покупателей.