Глава Минэкономразвития Максим Решетников настроен оптимистично и утверждает, что к середине зимы за «зеленый» никто не выложит больше 94 рублей. «К концу 2023 года давление на торговый баланс со стороны внешней торговли будет ослабевать. С июня наметился разворот конъюнктуры мировых товарно-сырьевых рынков — рост цен на нефть и ряд других экспортных товаров», — объясняют свой оптимизм чиновники экономического ведомства.
Но с чего бы вдруг рубль, который весь этот год слабел, а в конце лета просто обвалился, вдруг начнет дорожать и укрепляться? По большому счету, в этом отношении рубль может опереться только на стоимость нефти, которая на мировых рынках дорожает — баррель Brent уже почти дотянулся до «стольника», а за российскую марку Urals требуют под $80 за «бочку». При этом, по словам Владимира Путина, в августе нефтегазовые валютные доходы нашей страны сравнить с прошлогодними показателями. Все это так, но плохих новостей для рубля гораздо больше, чем хороших.
Нынешний год оказался провальным для российской валюты. С января котировки «деревянного» снизились более чем на 30%: если в январе за доллар 70 рублей, то сейчас - 96 рублей. Более того, в последний месяц лета падение рубля было вообще обвальным, «деревянный» докатился до трехзначных чисел.
В ситуацию вынужден был вмешаться президент, давший отмашку на укрепление рубля правительству. В первую очередь, был подключен регуляторный механизм: совет директоров Банка России повысил ключевую ставку с 7,5% до 13%. Ужесточение внутренней монетарной политики, которое, обычно, оказывается на пользу нацвалюте, в этот раз не сработало: обвал рубля замедлился, но переломить негативный тренд — вернуться к весенним, а тем более, к новогодним показателям курса все равно не удалось.
Многие независимые финансовые эксперты считают, что пока принимаемые денежными властями решения – мягко говоря, половинчатыми. Да, ключевую ставку подняли. Да, вводят с 1 октября экспортные пошлин с привязкой к валютному курсу. Пошлина составит от 4 до 7% таможенной стоимости и будет взиматься при курсе выше 80 рублей за доллар. Однако на фундаментальные экономические факторы, от воздействия которых, собственно, и слабеет рубль, это повлиять не может.
Прежде всего, это сокращение прихода твёрдых валют от экспортной выручки. Кроме того, на рубль оказывает негативное влияние подъём импорта для осенне-зимнего сезона с увеличением востребованности именно твёрдых валют. Плюс усиление инфляции, отмечаемое Центробанком как мощный фактор давления на рубль. Никуда не делся и дефицит федерального бюджета , стимулирующий увеличение денежной массы в целях покрытия его расходов и требующий ослабления рубля для подъёма рублёвой выручки экспортёров и доходов казны. В этом же ряду стремление к оттоку валюты из страны со стороны россиян и нерезидентов, и с точки зрения выведения активов, и из-за неопределённости и геополитических рисков.
Что власти противопоставляют этим рискам? Пока что государство объявило о запрете на экспорт моторного топлива: мазута и дизеля. Поставки таких сортов энергоресурсов за рубеж до сих пор обеспечивали не менее трети национального бюджета. Если у России отнять доходы от нефти, то стимулы для поддержки рублю прикажут долго жить.
На этом фоне прогноз Минэкономразвития о крепчающем на протяжении ближайших трех кварталов рубле, выглядит как сказочный сюжет. Конечно, всем нам очень хочется, чтобы сказка эта имела счастливый конец, и рубль одолел свих валютных недругов. Но что-то верится в такой хэппи-энд с трудом.