Наталья МИЛЬЧАКОВА, ведущий аналитик, Freedom Finance Global:
«Больше всего в этом году подорожает продукция из разряда непродовольственных товаров и скорее всего - автомобильный бензин. По крайней мере, из непродовольственных товаров у моторного топлива в августе были самые высокие темпы роста. Теперь скорость удорожания стоимости продовольствия не уступает повышению стоимости самого востребованного в странах континента горючего. В связи с этим, будущее подорожание бензина может повлиять на издержки многих компаний, что будет перекладываться в цены производимых ими товаров. Повлияет также и подорожание импортной продукции. Скорее всего, максимального роста цен стоит ожидать к концу года, когда прекратят действовать факторы сезонной дефляции. Этот процесс коснется, в первую очередь, плодоовощной продукции (в основном за счет импорта), куриного мяса, птичьих яиц, возможно, рыбы, икры и востребованных консервов. Из непродовольственных товаров, вероятнее всего, подорожают ноутбуки и смартфоны. А в секторе услуг больше всего поднимутся в цене услуги мобильной связи и интернета, а также может вырасти стоимость блюд в ресторанах и кафе, включая фаст-фуд».
Сергей СУВЕРОВ, инвестиционный стратег УК «Арикапитал»:
«Давайте будем честными: в этом году инфляционный разгон в понимании рядового населения превысит уровень в 10%. Официальная инфляция при этом составит не более 7-8%. На первый взгляд два-три процента не играют особенной роли и вроде как не отягощают потребительский кошелек. На самом деле это не так. Населению в массовом порядке приходится брать кредиты для удовлетворения своих сиюминутных нужд, усугубляя тем самым финансовую ситуацию в стране.
Рост ставок ЦБ, и последующий рост ставок коммерческих банков, с одной стороны, должен снизить потребительский интерес к дорогостоящим заемным услугам; с другой стороны, увеличение процентов станет препятствием для повышения торгового спроса. Ведь кредит дорожает и для компаний, которые лишаются средств для развития, а их сотрудники теряют шансы на повышение зарплат. А затем эти сотрудники выходят на рынок уже в качестве потребителей и со своими застывшими доходами не могут угнаться за растущими ценами…Получается двойной удар по потребительскому рынку. Как это на нем отразится? Продуктового дефицита, скорее всего, не возникнет. Российские агропромышленные холдинги продолжают работать, как давно отлаженный часовой механизм. Однако сопутствующие услуги — в транспортной и логистической сферах, в хранении и перевалке товаров, судя по всему, подорожают выше уровня инфляции. На продовольственном рынке такая ценовая турбулентность скажется ближе к ноябрю: мясо птицы и свинина прибавят в стоимости до 10%. Такого же подорожания можно ожидать от молочной продукции: комбикорма уже заметно подорожали, как и другие ингредиенты».
Артем ТУЗОВ, директор департамента корпоративных финансов ИК «ИВА Партнерс»:
«Влияющие на инфляцию факторы можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним относятся инфраструктурные тарифы государства: рост цен на газ, бензин и мазут, электроэнергию, а также на продукты первой необходимости — главным образом, на продовольствие. Их повышение так или иначе регулируется местными властями и подтверждаются на общенациональном уровне правительственными ведомствами. При росте таких инфраструктурных тарифов и цен, увеличение инфляции неизбежно. Хотя бы потому, что перевозка грузов становятся более дорогими и менее рентабельным удовольствием. Причем расходы на перевозку порой в разы превосходят объем различных затрат, в частности, на документооборот и процессуальное рассмотрение требуемых в различных европейских ведомствам справок для доставки груза.
Что касается внешних факторов, то к ним относится курс рубля к иностранным валютам, а он за последние полтора месяца, как известно, сильно ослаб. Надо иметь в виду и инфляционную ситуацию в других странах. Так, товары из Турции при местной инфляции в 58% с начала года не могут не подорожать на локальном рынке. С другой стороны, турецкая лира, как и рубль, снижается к мировым резервным валютам. Товары из Китая, где зафиксирована относительно мягкая инфляция в 0,1%, дорожают в основном из-за обесценения юаня. К тому же в Поднебесной возникла тайские сложная ситуация с ценами на бензин, которые в опте дорожают быстрее, чем в рознице. Все это отражается на товарах на российском потребительском рынке, поскольку именно Турция и Китай – сейчас наши главные международные поставщики».