Новый глава ведомства — выпускник Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. Возглавлял госкорпорацию по организации воздушного движения — ЕС ОрВД. С 2019 года он работает в Росавиации. На новую должность назначен с поста зама главы ведомства.
Оценивая Александра Нерадько, который руководил ведомством с 2009 года, многие собеседники «МК» отметили его профессионализм. Как высказался один из них, «Нерадько уж точно не назовешь случайным человеком в отрасли».
В то же время многие напомнили, что в последние годы в гражданской авиации было несколько коррупционных скандалов. Представители Генпрокуратуры работали в отрасли почти безвылазно.
Некоторые специалисты связывают кадровую перестановку с позицией Росавиации в отношении принципов формирования новой подотрасли гражданской авиации — беспилотной. К примеру, известно, что ведомство было против того, чтобы освободить беспилотники от обязательной сертификации по нормам летной годности.
«Наверное, Нерадько выступал против этого, что понятно, - сказал один из собеседников «МК». - Он человек разбирающийся. Ну, а там, как говорится - был бы человек, а повод найдётся. Когда профессионалы уходят — это всегда потеря».
В то же время, как сказал специалист в области безопасности полетов, к ведомству могли быть претензии по этой части. Например, в 2021 году Россия по количеству погибших в авиакатастрофах установила антирекорд, обойдя по этому трагическому показателю даже страны Африки, где с безопасностью полетов вечная беда.
Ряд специалистов ставят в вину Александру Нерадько ошибки в кадровой политике. На некоторые должности назначались люди без авиационного образования, с другой стороны, очень важные должности долгое время оставались вакантными.
«Вот смотрите, - сетует один из авиаспециалистов, - несколько лет не назначали заместителя руководителя Росавиации по технике, а также зама по летной службе. А это ключевые фигуры в отрасли. Только недавно взяли человека на должность зама по технике. Заместителя по летной подготовке нет до сих пор. Это никуда не годится».
Кроме того, отметил эксперт, Росавиация в последние годы лишилась очень важных регулятивных функций, которые были переданы в Ространснадзор. В том числе по сертификации самолётов и аэропортов, по проверке авиакомпаний, расследованию лётных происшествий.
«Россия, кстати, остается единственной страной среди авиационных держав, которая не имеет единого уполномоченного органа в области обеспечения безопасности полетов, - отметил собеседник «МК», - А наличие такого органа обязательно. Так требует ИКАО — Международная организация гражданской авиации. Словом, проблемы в авиационной отрасли накапливались, а решались медленно. Наверное, все это и привело к смене руководства. Хочется надеяться, что сделано на пользу авиации».