МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Эксперты разошлись в прогнозах по ключевой ставке ЦБ: повысить или сохранить

Как пятничное решение регулятора повлияет на курс национальной валюты

Давно уже вокруг планового заседания Совета директоров ЦБ не было интриги столь высокого накала как сейчас. Повысит регулятор ключевую ставку, и если да, то насколько? Или же оставит на прежнем уровне в 12% годовых? Аналитики в своих ожиданиях разделились четко на два лагеря. Многие оказались сбиты с толку недавними заявлениями Германа Грефа и Андрея Костина: оба ведущих госбанкира усомнились в том, что ЦБ продолжит курс на ужесточение денежно-кредитной политики.

Фото: АГН «Москва»

Серьезных доводов в пользу и той, и другой позиции более чем достаточно. Например, Греф указывает на абсолютно резонное обстоятельство: с момента предыдущего решения по ставке, принятого ЦБ 15 августа, прошло слишком мало времени для оценки последствий этого шага. Действительно, в полной мере изменение ставки обычно сказывается на экономике в течение нескольких кварталов. А тут – какой-то месяц! Да и с точки зрения перспектив экономического роста, интересов частного бизнеса, инвесторов, предприятий (для которых стоимость заемных средств и сейчас неподъемна) ничего хорошего нет.

Вместе с тем, не случайно глава регулятора Эльвира Набиуллина еще 1 сентября «не исключила повышения» ставки в пятницу, 15 сентября. Что и говорить, риторика «не исключаю повышения» удобна для Центробанка, поскольку оставляет ему некое пространство для маневра. Однако рынки видят в этом вполне четкий, недвусмысленный сигнал, базирующийся на текущих реалиях. Эти объективные факторы сами по себе подталкивают ЦБ к радикальным мерам. Скажем, индекс потребительских цен в августе вырос до 5,2%, инфляционные ожидания – до 11,5% после 11,1% в июле, инфляция в период с 29 августа по 4 сентября ускорилась до 0,11%, после 0,03% неделей ранее. Рекордными темпами растут кредиты физлиц: по данным за июль, задолженность за последние 12 месяцев в целом по России увеличилась на 4,7 трлн рублей.  

«Экспертное сообщество оказалось в щекотливом положении: многим как-то неловко высказывать мнение, отличное от прогнозов Грефа и Костина, - рассуждает финансовый аналитик Сергей Дроздов. – С другой стороны, ведь сама Набиуллина допустила повышение ставки. Думаю, чтобы не дезориентировать рынок, ставку доведут до 13% годовых, прибавив 100 базисных пунктов. Раз уж сказали «А», надо говорить «Б». При этом сейчас сложилась двусмысленная для финансовых властей ситуация: экономика явно перегрета (инфляция растет, население много тратит и влезает в долги, денежная масса растет, национальная валюта обесценивается), и ее необходимо охлаждать, но реальной пользы от этого – ноль.  

Что касается рублевого курса, он, скорее всего, стабилизируется в конце сентября или в октябре, закрепившись в границах 92-98. «Но хотелось бы увидеть его в диапазоне 85-90 - хотя значимых драйверов для укрепления сегодня нет», - считает Дроздов.

Финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов ждет, что ЦБ повысит ставку на 50-100 базисных пункта, до 12,5-13%. Это будет сигналом рынку о намерении регулятора продолжать жесткую денежно-кредитную политику для сдерживания инфляции на фоне слабого рубля. При этом мера весьма незначительно скажется на самом курсе российской валюты: в большей степени на него влияют внешние факторы - состояние торгово-платежного баланса, недостаток валютной ликвидности. Для населения рост ставки означает дальнейшее удорожание кредитов и доступности ипотеки. Депозиты же станут несколько более доходными. А для бизнеса усилятся риски сворачивания инвестиций.

«Регулятор сохранит ключевую ставку на прежнем уровне в 12%, - вступает в спор директор Центра структурных исследований РАНХиГС Алексей Ведев. - И сделает это, по трем причинам. Во-первых, в отличие от бюджетной политики валютного регулирования (которая быстрее влияет на структуру спроса и предложения), повышение ставки имеет отложенный срок действия. Последствия решения ЦБ от 15 августа еще не проявились в достаточной степени. Во-вторых, сейчас основной проблемой в рамках бюджетного процесса является рост ВВП в четвертом квартале и на следующий год. Государству не нужно, чтобы страдала экономическая активность. В-третьих, динамика курса рубля не претерпит заметных изменений».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах