Данные аналитического агентства DSM Group свидетельствуют, что если в период с января по июль 2022 года на российском рынке присутствовало 7,7 тысячи уникальных товарных наименований (SKU) иностранных препаратов, то за аналогичный период года нынешнего их количество уменьшилось до 6,4 тысячи наименований. При этом сокращение лекарств иностранного производства аналитики наблюдают уже на протяжении нескольких лет. Так, в 2019 году в российских аптеках было 8,7 тыс. SKU иностранных препаратов, а в 2021 году их стало уже 8,4 тысячи. За 5 последних лет сокращение иностранного ассортимента составило около 36%.
Однако директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов с этими данными не согласен: «По нашим данным, в целом на фармрынке, не только по рознице, но и по госпитальному сектору, за 7 месяцев количество МНН (международных непатентованных наименований, то есть формул лекарств) иностранных препаратов сократилось на 15, а по SKU мы видим сокращение на 91 позицию. По российским препаратам идет рост. Если говорить про эту 91 позицию по SKU, то это вовсе не 20%, а всего чуть больше 2%, что является незначительной величиной для российского рынка, учитывая кризис и санкционные ограничения. Можно сказать, легко отделались. Для сравнения: в 2020 году, когда был ковид и когда внедрялась система маркировки, сокращение по SKU было почти на 900 позиций. То есть сейчас ситуация в десять раз лучше, чем в 2020 году, когда таких санкций не было».
— По всем ли 15 МНН есть замены на российском рынке?
— Думаю, почти по всем, хотя точно не скажу. По крайней мере, каких-то проблем мы не фиксировали.
— Ваши аналитики отмечают, что снижение импортного ассортимента ярче всего заметно в группе препаратов для сердечно-сосудистых заболеваний…
— Да, по этой группе есть некоторое снижение ассортимента: около 30 импортных SKU покинули рынок. Но это, впрочем, иногда означает, что производство препарата просто было локализовано на российском рынке — и по нашим законам он стал российским.
— Есть ли иностранные фармкомпании, которые полностью покинули наш рынок?
— Нет, компании рынка не покидали. Некоторые просто перерегистрировались, ничего глобального. Но одна компания полностью вывела из России один из ботулотоксинов, а другая — препарат для симптоматического лечения эректильной дисфункции.
— Как вы охарактеризуете ситуацию на фармрынке сейчас?
— Сейчас все относительно нормально. Правда, розница находится скорее в стагнации, но это не проблема. Местами есть даже положительная динамика.
…В Ассоциации независимых аптек «МК» рассказали, что топ-1000 самых востребованных импортных препаратов на рынке остались, паниковать не стоит. И все же за семь месяцев этого года продажи импортных товарных позиций сократились в упаковках на 15–16%. «Уход ряда зарубежных препаратов вызван не санкционными ограничениями, а проблемами с логистикой. Она стала дольше и дороже, — говорит директор СРО ассоциация независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова. — Да и потребитель голосует рублем за отечественные препараты, стоимость которых порой выгодно отличается. Кроме того, российские препараты по качеству не уступают импортным медикаментам».
Один из директоров столичных аптек на условиях анонимности рассказал «МК», что время от времени пропадают те или иные препараты: «Были проблемы с «Метипредом» и «Региороном», «Де-нолом», «Берлитионом» в ампулах, «Галбусом». Ушел «Сиалис», но у этого препарата есть достаточно дженериков. Нет любимого многими польского «Бисептола», но на его смену пришли другие современные препараты. Производители заявили об уходе «Оземпика» (популярный препарат для лечения сахарного диабета. — Авт.) и «Зепатира» (от вирусного гепатита С. — Авт.), но это случится не завтра, поэтому и врачи подберут терапию своим пациентам, и отечественные компании смогут закончить исследования своих дженериков. «Прозака» (антидепрессанта. — Авт.) уже год нет у поставщиков, долгое время были перебои с поставками другого препарата, «Золофта» (от панических атак и ПТСР. — Авт.), но в июне производитель уведомил регулятора, что поставки возобновят. Пропал весь импортный «Тамоксифен» (препарат для лечения гормонозависимого рака), отечественный появился, но на него жалуются многие пациенты. В группе риска на сегодняшний день есть препарат для применения внутрь, в составе которого есть гидрокортизон, под торговым наименованием «Кортеф» (он производится только в США и Канаде). Гидрокортизон — жизненное важное лекарственное средство и является препаратом выбора при ряде серьезных эндокринных заболеваний, таких как надпочечниковая недостаточность, при онкологических, некоторых аутоиммунных заболеваниях, разной степени аллергических реакций. Даже незначительные перебои в поставках могут в результате оставить людей без критически важной терапии. В настоящее время в РФ не зарегистрирован и не выпускается ни один препарат с действующим веществом гидрокортизон в таблетках, а спрос на него велик. Сейчас рано бить тревогу, он есть в аптеках, но в случае чего форм для внутреннего применения больше в РФ нет (останутся только инъекции и формы для наружного применения)».
По данным Ассоциации аптечных сетей, ротация лекарственных препаратов всегда присутствовала на рынке. Часто на смену старым, привычным продуктам приходят препараты нового поколения. На фармрынке достаточно лекарств как импортного, так и отечественного производства. Если нет того или иного торгового наименования, врач всегда может подобрать замену — из препаратов-синонимов или аналогов. Напомним, что лекарства-синонимы имеют один и тот же состав по действующим веществам (МНН), но разные торговые наименования, поскольку производятся различными фирмами. «Поэтому наши пациенты практически никак не ощутили на себе сокращения доступности лекарственных средств, а исчезнувшие зарубежные препараты заменили на доступные отечественные», — говорит Преснякова.
Как рассказал «МК» известный экономист-эксперт фармрынка, предприниматель-исследователь Павел Лисовский, снижение продаж импортных препаратов вызвано несколькими причинами: «Первое и одно из самых главных — активная работа отечественных фармкомпаний, которые выпускают дженерики (копии) ведущих импортных брендов, вполне конкурентоспособные, и делают выгодные предложения аптечным сетям. А сети активно заменяют импортные позиции отечественными. То есть наши компании атакуют крупные зарубежные бренды, которые занимают большую долю на рынке. Второе: в период с 2022 года и сейчас ввиду нестабильности цепочек поставок у зарубежных фирм были частые перебои с поставками, поэтому лекарства пропадали на месяц-другой из продажи. Третье: с 2022 года цены на импортные препараты сильно изменились. Нельзя сказать, какой из факторов повлиял больше, но в целом я вижу причину во внутренней активности рынка и потребительском поведении — покупатели легче стали переключаться с иностранных лекарств на отечественные».