Сегодня сигналы SOS о нехватке бензина и дизельного топлива поступают из многих российских регионов. В частности, из Самарской, Саратовской, Ростовской, Волгоградской, Астраханской, Новосибирской и Рязанской областей. А еще из Крыма, Краснодарского и Ставропольского краев и Карелии. Дефицит зафиксирован и на новых российских территориях. Так, в Донецке бензин подорожал до 61 рубля за литр, причем заправиться можно далеко не на каждой АЗС.
Для разрешения ситуации министр сельского хозяйства предложил полностью остановить серый экспорт нефтепродуктов - до тех пор, пока отечественный рынок ни стабилизируется. Всего для успешного окончания осенних полевых работ российским аграриям требуется около 500 тысяч тонн горюче-смазочных материалов.
Министерство энергетики России еще неделю назад обещало навести порядок в своей отрасли в течении 14 дней. Но воз, как говорится, и ныне там. Первый замминистра Павел Сорокин сообщил, что законопроект Минэнерго о запрете серого экспорта внесен в правительство и администрацию президента, одобрение документа ожидается со дня на день.
Только когда гром грянул, в ведомстве выяснили, что трейдеры закупают топливо на бирже по внутренним дешевым ценам, а продают огромные объемы за границу по дорогим мировым. По новым правилам им и нефтебазам будет запрещено гнать нефтепродукты за рубеж, это право будет закреплено только за нефтеперерабатывающими заводами.
Ну а что на этот счет думают сами аграрии? Директор Национального рисового союза Михаил Радченко из Краснодара говорит, что перебои с топливом в регионе действительно бывают. Они пока не критические, но вот цены на солярку подскочили до небес.
- 75 рублей за литр, а были 50, - сообщает он. – Завтра у нас будет совещание по этому поводу, необходимо решать, как жить дальше…
В отличие от Краснодарского края, в соседнем Ставрополье ситуация более спокойная. По словам местного фермера Василия Лопатина, у них дефицита топлива пока не наблюдается, даже наоборот, со всех сторон крестьянам сыпятся заманчивые предложения.
- Но по цене 80-85 рублей за килограмм. Если в литрах, то в пределах 75, - продолжает он. – Мы, крестьяне, объединены в ассоциацию, делаем закупки оптом, чтобы было дешевле и чтобы создавался запас. Ну, так вот, нам предлагают дороже, чем частникам на АЗС. Для них солярка 65-66 рублей, а для нас оптом – 75.
Василий Дмитриевич вспоминает, что в советское время килограмм пшеницы ставропольские крестьяне продавали по 12-13 копеек. А литр солярки тогда стоил 4 копейки.
- За килограмм хлеба можно было купить 3 килограмма топлива. А сейчас наоборот, чтобы купить килограмм солярки, нужно продать 6 килограмм пшеницы…
Кстати, нынешние цены на хлеб зерновиков не радуют. Поначалу за пшеницу 4-го класса на рынке давали 15-16 рублей без НДС, буквально вчера они снизились до 12-12,5 рубля. Дешевеют и семена подсолнечника – с 28 рублей за килограмм до 24.
Как считают производители, сложившаяся ситуация с ценами и перебоями в поставках «аукнется» на себестоимости сельхозпродукции, у крестьян она увеличится процентов на 10-15.
- Ситуация тревожная, - констатирует депутат Государственной думы, член комитета ГД по аграрным вопросам Сергей Лисовский. - Например, в Кургане цена литра солярки составляет 68-69 рублей, для региона это очень много. Я говорил с земледельцами Ростовской области, так там цены вообще доходят до 120 рублей. Это сразу дает резкий взлет цен на зерно и, соответственно, ложится тяжким бременем на животноводство, корма...
- Откуда такие заоблачные цены в Ростове?
- Из местных портов напрямую, по 3-5 тысяч тонн, гонят наше дизельное топливо в Турцию и дальше на экспорт.
- И что же делать? Как остановить этот поток?
- Необходимо ограничить экспорт, менять налоговый маневр, придуманный в свое время Минфином. Когда стали отменять экспортную пошлину и увеличили налог на добычу полезных ископаемых. Получается, наша нефть дорогая с налогом, но его оплачивают россияне. А если бы были пошлины, как раньше, их бы оплачивали покупатели нашего топлива на Западе. Сейчас же налоги ложатся на плечи наших сограждан. Нужно вводить экспортную пошлину и снижать налог на добычу полезных ископаемых.
По мнению парламентария, сложившаяся ситуация сама по себе быстро не рассосется, скорее всего, в каких-то проявлениях сохранится до конца уборочной кампании. Которая, будем надеяться, все-таки не сорвется из-за дефицита топлива.