Распространённое заблуждение: мол, из России ушли какие-то элитные бренды, отсутствия которых никто из «обычных людей» и не заметит – только, может быть, сытые мажоры огорчатся… Вовсе нет. Всё ровно наоборот. Ушедшие из России бренды – ну, про «Шанель» не говорим – брали массовостью, благодаря которой могли обеспечить умеренные цены на вещи достойного качества. Именно поэтому на прилавках можно было найти свитера из 100% шерсти за 3-4 тысячи рублей, качественные хлопковые рубашки за 1500 или, скажем, универсальные демисезонные пуховики за 6999 рублей.
Именно на эти вещи традиционно растет спрос в начале сентября – по словам продавцов-консультантов крупных магазинов, в начале осени покупатели приходят прежде всего за шерстяными пуловерами и водолазками, плащами и тренчами, пиджаками и кардиганами. Те, кто думает наперед, также интересуются демисезонными и зимними пуховиками и пальто. С последними, после ухода любимого многими россиянами недорогого «Юникло», возникает больше всего проблем.
Как объяснила в беседе с корреспондентом «МК» специалист-маркетолог Снежана Гурова, большинство российских брендов одежды по-прежнему используют при производстве какие-либо зарубежные элементы – материалы, фурнитуру или технологии для создания «умной» одежды. Это совершенно естественно (практически ни одна страна не может существовать в «вакууме»), однако это не лучшим образом отражается на стоимости готовых вещей.
– Недавно мы обсуждали с коллегами: один из российских брендов, например, шьёт уникальные утеплённые пальто. У них собственная технология, которая не уступает современным японским или корейским. Вот только цены на такие пальто в начале сезона – минимум 30-35 тысяч рублей. Потом, на распродажах прошлогодних коллекций, можно будет купить дешевле, но большинство людей выбирает пальто в сентябре. Эта цена, может быть, оправдана, но потратить 35 тысяч на пальто готовы не все, – считает Гурова. – Что же касается пуховиков, то они еще сильнее зависят от современных технологий. Если бы этого не было, то одинаковые внешне пуховики, натуральные финские и синтетические китайские, не стоили бы принципиально разных денег.
Российские бренды, которые существуют сегодня по принципу импортозамещения, действительно стараются компенсировать россиянам ассортимент вещей, которые те потеряли. Некоторые идут в прямом смысле по стопам ушедших аналогов – и выстраивают свой ассортимент по их образу и подобию. Большой популярностью пользуются сегодня магазины с базовой одеждой – скажем, бренд разрабатывает лекала для 2-3 моделей юбок, брюк и пиджаков, дополняет их трикотажем и шьёт в нескольких цветах. Это удобно с точки зрения комбинаторности, однако никак не решает проблему цены. Например, осенний плащ российского производства сегодня будет стоить минимум 12-15 тысяч рублей, а демисезонное пальто – не менее 15-20 тысяч, да и то скорее синтетическое, акриловое, при условии не очень большого содержания в нем шерсти. За теплое шерстяное или кашемировое пальто надо будет заплатить порядка 30-40 тысяч. Цены на шерстяные свитера российского производства – тоже необходимая осенью вещь – почти никогда не опускаются ниже 5-6 тысяч рублей, а вот за кашемировый джемпер придется заплатить минимум 10 тысяч рублей.
При этом популярностью по-прежнему пользуются услуги байеров, которые готовы привезти одежду ушедших брендов из Казахстана или Турции. Работают они обычно в социальных сетях: достаточно лишь внести предоплату и передать точные пожелания по артикулу вещи в условной «Заре». Поэтому те, кто привык к импортным вещам, все-таки имеют возможность их получить.