ФНС широко использует высокотехнологичные инструменты для взысканий налогового долга. Один из них — цифровой финансовый анализ деятельности должника. Он позволяет обнаружить, какие схемы использует должник для уклонения от уплаты налогов и куда выводятся его активы. Второй действенный инструмент ФНС — площадка реструктуризации долга, эффективно работающая уже полтора года. Ее главная задача — наладить сотрудничество участников процесса в решениях налоговых споров вместо противоборства и конфликтов.
Как действует ФНС при банкротстве должников
Общий объем списанной задолженности по налогам за 2022 год составил 173,5 млрд рублей, согласно данным Счетной палаты. Наиболее частный случай — списание долгов, которых признали невозможными к погашению из-за неплатежеспособности юрлица после завершения его банкротства. Вторая распространенная история — суд или приставы не находят никаких средств у должника. Кроме того, долги будут списаны при исключении юридического лица из ЕГРЮЛ и смерти налогоплательщика. Кредиторы обычно вынуждены смиряться с такой ситуацией.
Однако, как сообщила ФНС, банкротство для госказны становится все менее безнадежным. За 2020-2022 годы в обычно бесперспективных ситуациях ухода должников в банкротство федеральный бюджет от банкротов пополнился более чем на полтриллиона рублей.
Показательна динамика соотношения списываемых сумм к поступлениям налогов. За последние пять лет показатель удельного веса списанных средств улучшен в четыре раза. Так, если в 2019 году на каждый взысканный рубль налогов списывалось 2 копейки, то в 2020 году этот показатель уменьшился до 0,88 копейки с рубля, в 2021 году — до 0,75 копейки с рубля. В прошлом году списание достигло 0,5%, то есть отметки в 0,5 копейки на рубль налоговых поступлений. Это минимальное значение списания за весь период измерений.
Следует подчеркнуть, что, в отличие от банков, которые применяют поручительство или при выдаче кредита часто получают залог от заемщика, и если он не погасит ссуду, то кредитно-финансовая организация сможет реализовать его, вернув сумму долга, ФНС не является таким защищенным кредитором. Это вынуждает Налоговую службу применять институт взыскания на косвенные, производные активы должников.
Суд может установить, что утрата возможности взыскания долга с юридического лица стала результатом злоупотребления контролирующих компанию людей. В этом случае долг с фирмы, оказавшейся без активов, могут списать и переложить его на граждан, виновных в неплатежеспособности организации, через субсидиарную ответственность. Среди вариантов — естественно, производное взыскание долгов с людей, на которых переведен бизнес, в целях списания долгов, в том числе своевременный арест активов, которых хватит, чтобы компенсировать ущерб, причиненный государственной казне.
Кроме того, применяется инициирование личного банкротства выгодополучателей, привлеченных к субсидиарной ответственности. При этом сам факт списания долга компании не всегда приводит к окончательной утрате возможности взыскания средств. Так, если у должника найдут какое-то имущество, долг восстановится, и процедура взыскания возобновится. Более 150 млрд рублей налоговых долгов было взыскано через суды с граждан, организовавших схемы неплатежеспособности компаний, за последние пять лет.
Цифровые инструменты для взыскания проблемного долга
По статистике федерального реестра дел о банкротстве, 40% должников имеют нулевую конкурсную массу — в таких условиях рассказать о причинах отсутствия источников взыскания может помочь только углубленный финансовый анализ их работы, а чаще даже полноценное финансовое расследование деятельности должника и связанных с ним людей.
Такой подход дает возможность Налоговой службе выявить направления вывода активов и схемы уклонения от уплаты долгов. По результатом такого расследования ФНС формирует стратегию ведения дела о банкротстве, включающую поиск и обращение взыскания на скрытые активы путем оспаривания сделок, привлечения к субсидиарной ответственности, взыскания убытков и ущерба. Согласно закону, обязанность по ведению такой деятельности лежит на арбитражном управляющем, но результативными, как правило, бывают не их действия, а инициативы активных кредиторов.
Налоговая служба много раз демонстрировала, как работает ее «Система комплексного управления и администрирования долга» (СКУАД). СКУАД дает возможность не только показать все цифровые следы действий владельцев и менеджмента, но и превращать их в поступления в бюджет. Условия оспоримости сделок, взыскания долга с контролирующих компанию граждан переложены в автоматизированной системе Налоговой службы в цифровые портреты злоупотреблений, которые преобразуются в задания для инспекторов. СКУАД фокусирует внимание инспектора на процессуальном действии, которое с наибольшей вероятностью приведет к погашению долга.
В результате за последние пять лет процент удовлетворения заявлений ФНС России о привлечении к субсидиарной ответственности к числу рассмотренных составил 86,4%. А по заявлениям других лиц, результаты в два раза хуже — 42,2%.
Важная особенность «субсидиарки» в подходе к взысканию: оно идет в пользу всех кредиторов, а не только того, кто подал иск. В результате добросовестным кредиторам выгодно участие налоговиков в таких делах. Здесь можно рассчитывать, что суду будет дана исчерпывающая информация, полностью описывающая действия выгодополучателей, причинивших ущерб своим контрагентам.
Еще одним важным инструментом улучшения налоговой дисциплины является «Реестр субсидиарных ответчиков». Он работает на сайте ФНС с мая 2023 года в тестовом режиме. Сервис предоставляет данные о гражданах, причастных к организации схем неплатежеспособности компаний, когда это зафиксировано в судебных актах. Добросовестные фирмы благодаря такому списку быстрее и с меньшими трудозатратами выявляют связи потенциальных контрагентов с гражданами, которые в прошлом намеренно уклонялись от уплаты налогов или довели организации до банкротства. Конечно, подобную информацию можно было получить и раньше, но для этого приходилось последовательно изучать картотеку арбитражных дел, а на это далеко не у каждого субъекта есть ресурсы.
Прогресс субсидиарной ответственности
Сама субсидиарная ответственность контролирующих должника лиц прошла длинный путь эволюции с 1994 года: в тот момент в Гражданский кодекс была включена статья 56. Правда, в разъяснение положений закона существовал только один пункт в совместном постановлении Пленумов Верховного Суда России и Высшего Арбитражного Суда России от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» № 6/8. На начальном этапе этот механизм защиты нарушенного права кредиторами почти не применялся.
Спустя полтора десятилетия ситуация начала меняться. В 2012 году Президиум Высшего Арбитражного Суда России вынес постановление № 9127/12 от 06.11.2012, в котором разъяснил вопрос привлечения руководителя организации-банкрота к субсидиарной ответственности, если тот не передал конкурсному управляющему документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, передал их не в полном объеме либо такие документы содержали недостоверную информацию. В 2013 году с внесением в банкротное законодательство изменений (Закон № 134-ФЗ от 28.06.2013) выработанные судебной практикой подходы закрепились, но с уклоном к привлечению к субсидиарной ответственности только руководителей компаний-должников.
И лишь в семь лет назад, пересмотрев решения трех судебных инстанций, к субсидиарной ответственности ВС РФ привлек как бенефициара физическое лицо, формально никоим образом не связанное с должником (дело ООО «Инком»). Своеобразной точкой отсчета, с которой началась эпоха снятия корпоративных вуалей, стал, таким образом, 2016 год.
В следующем, 2017 году, закон о банкротстве был приведен в соответствие со складывающейся в судах практикой, в том числе по вопросу привлечения к субсидиарной ответственности бенефициаров и собственников компаний. В том же году был введен механизм защиты интересов кредиторов исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица: право предъявлять требования о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц недействующих обществ с ограниченной ответственностью без инициирования дел о банкротстве получили их кредиторы.
Развитие закона о банкротстве, эволюция судебной практики, направленной на пресечение противоправных схем, увеличили эффективность защиты прав незалоговых кредиторов. В результате сегодня ФНС России успешно применяет эти инструменты для возврата долгов перед бюджетом. Другой механизм — взыскание ущерба с бенефициаров в уголовных делах о неуплате налогов либо взыскание с граждан, на которые переводился бизнес должников.
Реструктуризация как способ возврата долга
Ущерб от списания долгов в прошлом году оказался самыми маленьким за последние пять лет. Нацеленность ФНС на поощрение юридических лиц, испытывающих финансовые затруднения, к реструктуризации налогового долга, то есть к изменению сроков уплаты налогов в бюджет, стимулирует этот процесс.
В случаях, когда шансы уклониться от уплаты долга уменьшаются, а возможности его реструктурировать увеличиваются, должники проявляют активность в урегулировании проблемных долгов перед бюджетом.
В Межрегиональной инспекции по управлению долгом (так называется специализированный федеральный центр по работе с проблемными долгами ФНС) с 1 апреля 2022 года действует Площадка реструктуризации долга. Она выполняет роль платформы для достижения договоренностей с должниками по отсрочке налоговых платежей. Должникам при обращении предлагается пройти диагностику финансового состояния. В ходе анализа выявляются и раскрываются риски, предлагаются предусмотренные законом пути выхода из кризиса.
Российские компании за счет реструктуризации в первой половине 2023 года погасили налоговые долги на 19 млрд рублей — это почти в полтора раза больше, чем за тот же период прошлого года. А общий объем мировых соглашений за 2022-й и первую половину 2023 года, который заключила ФНС с должниками, достиг 35 млрд рублей.