Отечественным компаниям аграрного сектора, действительно, есть о чем беспокоиться. Последние три недели дизельное топливо на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже непрерывно дорожало и увеличилось в цене почти на 20% - до рекордных 68 тыс. рублей за тонну. Причин резкого подорожания горючего, как всегда, сразу несколько. Биржевые трейдеры уже давно сигнализируют о повышенном спросе на нефтепродукты. Он связан с несколькими факторами: активной фазой закупок топлива для отдаленных регионов России в рамках северного завоза; плановыми ремонтами отечественных НПЗ, некоторые из которых так не закончили профилактику в установленные сроки; с уходом с биржи белорусских перерабатывающих заводов, также остановленных на временный ремонт.
Представители сельскохозяйственной отрасли прекрасно понимают сезонные затруднения производителей дизеля, но также жалуются и на проблемы с доставкой ГСМ: к примеру, в Краснодарском крае сейчас отмечается дефицит доступных объемов топлива, что вынуждает привозить нефтепродукты из соседних регионов — Воронежской, Липецкой и Тамбовской областей.
«Цены на топливо летом всегда растут, особенно на дизельное топливо, интенсивная потребность в котором, обычно, приходится на август — пик сезона сельскохозяйственных работ, — объясняет эксперт ИК «ИВА Партнерс» Артем Шахурин. — На этом фоне, естественно, возникают перебои с поставками на региональные топливные базы, в том числе, в новых российских регионах, где переработка и розничный сбыт еще не восстановлены. Особенное подорожание наблюдается в период сбора урожая — все пытаются запастись «горючкой», пока цена не поднялась еще выше».
Логистические препятствия, как полагают эксперты, являются одной из главных причин неполного насыщения регионов готовым топливом. «Каких-то явных предпосылок для дефицита ГСМ нет. Если говорить о насыщении конкретно взятого региона, то топливо в каждую область направляется со строго отведенных для этого НПЗ, — объясняет экономист, директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода. — Для приобретения крупной партии сырья (более цистерны — в меньших объемах фермерские хозяйства, как правило, горючее не покупают), аграриям приходится совершать сделку на товарно-сырьевой бирже напрямую через брокера. Соответственный договор заключается с непосредственным участием НПЗ, а также с обязательствами доставки нефтепродуктов на определенную железнодорожную станцию или на ближайшую к клиенту топливную базу. Такой способ крайне затратен: временной лаг с момента покупки до доставки может достигать месяца или более».
Эксперт также призвал учитывать международную конъюнктуру: экспортные котировки российского сорта Urals в связи со снижением ранее предоставляемых азиатским импортерам скидок выросли с начала лета с $30 до $70 за баррель. В связи с этим отечественные поставщики охотно перекладывают повышение мировой стоимости нефтепродуктов (включая дизельное топливо) на внутренние сбытовые тарифы.
«На российском рынке таких скачков цен нет, но аграриям топливо нужно в оптовых масштабах. Речь идет о десятках и сотнях тонн для каждого хозяйства, — говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Очевидно, что наши розничные АЗС не способны удовлетворить такой спрос — если все отдать аграриям, то без «горючки» останутся рядовые автовладельцы».
Государство уже занялось наведением порядка в оптовом сегменте снабжения аграрных компаний дизельным топливом по стабильным ценам. В период сбора урожая такое решение более чем оправдано. Минсельхоз, реагируя на сигналы из регионов, собрал специальное совещание, итогом которого стали обращения в Минтранс и Минэнерго с просьбой оказать помощь в регулировании отпускной стоимости горючего для регионов. По неофициальной информации, крупные производители сырья уже дали согласие на продажу аграрным компаниям ГСМ «по вменяемым ценам».
Между тем накаляющаяся ситуация с обеспечением производителей продовольствия дизтопливом без какой-либо биржевой наценки продолжает вызывать опасение. С 1 сентября правительством скорректирован демпферный механизм выплат нефтяникам из бюджета за поддержку стабильной стоимости топлива в розничной продаже. Такой механизм позволяет нефтяникам продавать горючее внутри страны по относительно дешевым ценам и не увеличивать поставки на зарубежный рынок, где на экспорте того же дизеля практически всегда можно заработать в несколько раз больше. С осени компенсационные выплаты отечественным производителям нефтепродуктов сократятся на 50%, что позволит правительству экономить около 30 млрд рублей бюджетных средств ежемесячно. Следствием такого шага может стать падение доходов крупных добывающих компаний в оптовом звене, что вынудит нефтяников продолжить задирать котировки горючего на отечественных торговых площадках.
«В этом случае для борьбы с оптовыми ценами государство может применить другие действенные инструменты: ограничить экспорт нефтепродуктов и обязать НПЗ продавать повышенные объемы топлива на отечественных биржах, что увеличит предложение горючего на внутреннем рынке и, как следствие, станет поводом для снижения стоимости дизтоплива», — считает Шахурин.
Впрочем, предпринимаемые чиновниками меры являются, скорее, регуляторными и принудительными. Для «обкатки» этих инструментов на практике требуется время, которого у аграриев явно не хватает. «Уже текущий рост цен на топливо с начала 2023 года может привести к дополнительному подорожанию сельскохозяйственной продукции, в том числе на овощи и фрукты, примерно на 5-7,5%. Если же оптовые цены на дизель на бирже продолжат рост, то и себестоимость урожая будет повышаться», — предупреждает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.