Минпромторг дал отрицательный отзыв на законопроект вице-спикера Госдумы Бориса Чернышова, заявив, что в таком случае неизбежен рост производственных затрат, которые производители обязательно заложат в потребительские цены. Ранее ретейл высказался против идеи о «честных» ценниках. В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) считают, что принятие поправок приведет к перестройке операционных процессов и дополнительным затратам на пересчет и замену ценников. Также игроки рынка отметили, что торговые сети уже указывают стоимость за 1 кг или 1 л в тех случаях, когда это необходимо, и не перегружает ценник лишней информацией.
Между тем любой покупатель знает: с каждым годом в упаковках становится меньше молока, риса, муки и всего остального. Несмотря на это производителям так и не запретили уменьшать объемы товара, чтобы скрыть рост цен. Появился даже новый термин — «шринкфляция». Допустим, мы покупаем пачку макарон за определенную цену, по привычке считая, что она за килограмм, а потом с удивлением читаем на упаковке, что там 800 граммов. Формально нас никто не обманывал, а по факту... Продавцы продолжают наживаться на потребителях и «толкать» товар меньшего количества за те же деньги. Мол, так покупатель не догадается, что цены поднялись.
Но почему Минпромторг против того, чтобы указывать правдивые данные о стоимости продукта за округленную единицу веса или объема?
«Такое требование не совсем своевременно, – полагает управляющий партнер B&C Agency Иван Самойленко. – Ослабление рубля на 30% к доллару и более чем на 40% к евро с начала года уже в ближайшее время приведет к росту продуктовой инфляции. Поэтому Минпромторг берет паузу в решении вопроса с упаковкой продуктов питания».
Но не все эксперты придерживаются такой точки зрения. По словам председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрия Янина, позиция министерства фактически совпадает с позицией крупных ретейлеров. Она полностью повторяет то, что продавцы сформулировали уже несколько лет назад.
«Аргумент, что такие изменения приведут к увеличению итоговой стоимости товара, не соответствует действительности. Речь не идет о переходе на новые ценники. Дополнительную информацию можно размещать на существующем ценнике, а лишняя строчка ничего не стоит. Это все равно что заявить, будто новая напечатанная строчка на автобусном билете приведет к росту стоимости проезда на общественном транспорте», – подчеркивает собеседник «МК».
По словам Янина, Минпромторг вторит ретейлу, потому что у него задача не обеспечить сокращение расходов населения, а выполнение показателей прибыльности крупных компаний. «Ни один человек в здравом уме не стал бы говорить о том, что три дополнительных цифры на ценнике спровоцирует подорожание фасованной продукции. Это просто отговорка и достаточно примитивная. К сожалению, ни ФАС, ни Роспотребнадзор не обладают должными полномочиями в этой сфере, и позицию правительства будет формировать именно Минпромторг», – продолжает эксперт.
Опасения министерства понятны. Наверняка многие потребители, мягко говоря, удивятся, увидев в пересчете конфеты по 5 тыс. рублей за кг. Пачка в 125 г за 400 рублей не так пугает. Но только умножив эту сумму на 8 понимаешь, что кило конфет продают, условно, по цене 10 кг курицы! Если россияне получат такую информацию, потребительский спрос рискует просесть. Естественно, властям не очень хочется портить статистику, а производители и продавцы не хотят расставаться с возможностью легкого заработка.
«Думаю, верить в то, что законопроект будет поддержан на дальнейших этапах, не стоит. Компании же продолжат сокращать объемы фасованной продукции, чтобы управлять растущими расходами на их производство», – заключает Дмитрий Янин.