Закон вступает в силу с 1 января 2024 года. Под уплату попадают крупные российские компании, чья средняя прибыль за период 2021–22 годов превышает на 1 миллиард рублей ту прибыль, которую они получили в 2018–19 годах.
Все, что выше миллиарда рублей, уже сверхприбыль, и с нее придется заплатить в казну разовый налог в размере 10%. Обозначен срок таких расчетов — до 28 января 2024 года.
Впрочем, сумму налога можно сократить вдвое (до эффективной ставки 5%), если налогоплательщик перечислит обеспечительный платеж с 1 октября до 30 ноября нынешнего года.
Как мы уже сказали, по расчетам финансового блока правительства, такая плата принесет бюджету дополнительно 300 миллиардов рублей.
Эксперты полагают, что очередное «ощипывание» реального сектора экономики коснется прежде всего компаний в сфере добычи твердых полезных ископаемых, производителей минеральных удобрений, металлургического комплекса, предприятий оптовой и розничной торговли, а также организаций банковской сферы.
Чаша уплаты налога не обойдет стороной и иностранные компании, ведущие свою деятельность в России через представительства. Эти организации, признанные налоговыми резидентами РФ, приравниваются к российским.
По оценке Минфина, всего «под раздачу» попадет около 2,5 тысячи плательщиков налога, то есть менее 3% от общего количества компаний в стране.
Почему в обществе настороженно принимают новый, хотя и разовый, как декларируется, налог? На всех важных совещаниях промышленники просят от правительства предсказуемости, стабильности в налоговой базе. А иначе как планировать развитие, если постоянно меняются правила игры?
Власти обещают, но не делают. Чтобы налоги не фигурировали как собственно налоги, великий и могучий русский язык нашел им многочисленные синонимы: сборы, взносы, акцизы, пошлины... Слова разные, но смысл один: уплатить определенную копейку в бюджет.
— С точки зрения методологии и практики налогообложения у меня есть вопросы, — говорит финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев. — В частности, если это справедливый разовый налог, то с какой стати плательщикам предлагается альтернатива: платишь сейчас 5% или в начале будущего года 10%? Больше напоминает штраф за неправильную езду на автомобиле. До 30 числа месяца 50%, а после 30-го — 100%. Получается, что за хорошую работу тебя штрафуют?..
Смущают и ранее звучавшие заявления об индивидуальном подходе к компаниям, которым предстоит поделиться своей сверхприбылью. То есть кто-то может получить от налога освобождение, хотя перед законом, как мы знаем, все равны.
— Само введение налога задним числом вызывает в обществе большие дискуссии...
— Отчасти я с ним согласен. Речь идет не о получении сверхприбыли бизнесом, а о дополнительной прибыли вследствие благоприятной деловой конъюнктуры. Она заработана честно, открыто, без искажения отчетности и без давления на рынок. Наша налоговая служба идет по легкому пути. Всем известна история российской блогерши, которая не заплатила 900 миллионов рублей налогов — именно налогов! — и скрылась за границей. Вот с нее государство не может ничего получить, а с предпринимателей, работающих открыто, — пожалуйста.
— Но бюджет пополнится 300 миллиардами рублей, которые сейчас не лишние...
— Слов нет, это поддержка федерального бюджета. Однако он выигрывает здесь и сейчас, но теряет в перспективе, отбивая у людей желание наращивать производство, развиваться и импортозамещаться. Лучше покрывать дефицит другими экономическими способами.
Дополнительный налог в 10% для предприятий весьма ощутим. Некоторые политики призывают частный сектор ежегодно индексировать зарплаты своим сотрудникам. Каким образом это делать, если государство изымает часть прибыли?