Протекционистская мера правительства является «чувствительной контрсанкцией», направленной против зарубежных поставщиков из недружественных государств, продолжающих наполнять российской рынок собственной продукцией. По итогам 2022 года в Россию было завезено более 405 млн литров тихого, игристого и крепленого вина, что оказалось на 10% больше зафиксированных годом ранее объемов. В I квартале ситуация усугубилась: импорт только тихих вин (сухого, полусухого, полусладкого и сладкого) вырос почти на 50%. Лидерами по поставкам стали страны, как раз и входящие в список «недружественных» для России государств: Италия, Испания, Франция и Португалия.
Повышение пошлины до 20% — не самое радикальное решение чиновников в отношении импортных каберне и совиньона. Ранее Ассоциация виноградарей и виноделов России предлагала повысить фискальную ставку на 50%, а некоторые «горячие головы» требовали и вовсе запретить ввоз «вражеского» вина в страну. Однако в результате санкции оказались относительно мягкими.
Хотя и их профильные эксперты восприняли без особого воодушевления. «За последние четыре года в России было фактически полностью уничтожено производство винных напитков. Если в 2018 году объем производства и потребления этой продукции, доступной самым необеспеченным слоям населения, составлял примерно 280 млн литров, то к настоящему моменту он снизился до 1 млн литров. Естественно пострадало также производство шампанского и игристого, выпуск которых находился на уровне 150 млн литров, а также тихих вин, производимых в объеме 300 млн. Вследствие такой необдуманной политики любители относительно дешевого «красного и белого», были вынуждены переходить на импортные изделия, доля которых быстро достигла и превысила 50%», — объясняет директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.
Исходя из такой статистики, ввод заградительных пошлин на зарубежную продукцию вполне оправдан: чиновники хотят поддержать отечественных виноделов. «Повышение фискальных сборов за импорт нацелено на высвобождение самой популярной рыночной ниши, включающей в себя вина стоимостью 300-600 рублей за бутылку, — рассуждает председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. — Такая продукция пользуется наибольшим спросом со стороны покупателей, но именно в этом сегменте российское вино проигрывало зарубежным сортам».
В то же время эксперты предупреждают о возникающих рисках, которые повлечет за собой ужесточение налогообложения ввозимой из-за границы продукции. С одной стороны, снижение конкуренции упростит жизнь российским производителям, которые смогут увеличить объемы ежегодных продаж и получат дополнительную прибыль. С другой, отечественные виноделы потеряют стимул для повышения качества своих напитков. «Все прекрасно понимают, как улучшить свои вина, но любое совершенствование всегда связано с крупными инвестициями. Вместе с тем, мало кто из производителей с легкостью пойдет на серьезные вложения, поскольку, зачем им тратить деньги, если они уверены, что покупатель на вино в любом случае найдется», — считает винодел-практик Павел Швец.
Формирование здоровой конкуренции, по его мнению, требует стратегического подхода к реформе отрасли: сначала необходимо расширить общую площадь виноградных насаждений и создать новые перерабатывающие предприятия, а затем, наоборот, снизить пошлину на импорт. В таком случае в Россию пойдет поток более качественного и менее дорогого импортного вина, что вынудит российских виноделов улучшить качество собственного продукта. Такая работа ведется, но процесс продвигается крайне медленно: в 2022 году площадь виноградных насаждений составила около 101 тыс. га, увеличившись всего на 1,8% по сравнению с предыдущим годом. Кроме того, собрать полноценный урожай винограда, пригодного к изготовлению готовой продукции, с посаженных гектаров получится только через несколько лет, ведь кустарники «янтарной ягоды» начинают плодоносить далеко не сразу.
В ближайшие годы, судя по всему, ценителям напитков, снятых с виноградной лозы, придется раскошелиться. Самые дешевые импортные вина, стоимость которых сейчас укладывается в 400-500 рублей за бутылку, подорожают до 600-750 рублей. «Подобная «искусственная инфляция» окажется не последним неприятным изменением для потребителей заграничной продукции, поскольку не исключено, что вслед за ростом цен на импортные вина и начнут дорожать и отечественные напитки», — предупреждает Шапкин.