Причиной — будто бы логичной — снижения цен называют рост импортозамещения. Считается, что произведенные в России вещи должны стоить дешевле. По данным Центра развития перспективных технологий, опубликованным летом 2023 года, средняя стоимость пуховика упала до 8400 рублей, что на 15% меньше по сравнению с тем же периодом 2022 года. Плащи тоже подешевели на 15%, демисезонные куртки — на 17%, а ветровки на 6%.
Заглянем на сайт большого мультибрендового магазина, который сейчас начинает делать ставку на работу с российскими производителями, но и от доступных европейских не отказывается.
Самый дешевый пуховик стоит 5900 рублей, самый дорогой — длинный, с натуральным пухом и пером, сделанный известным финским брендом, — более 70 тысяч. Здесь, впрочем, удивляться нечему: любая вещь может стоить от «ничего» до «очень много», причем разница не всегда обусловлена реальными достоинствами (наценку за имя модного дома еще никто не отменял). Средняя цена зимнего пуховика — в диапазоне от 10 до 20 тысяч рублей. Примерно столько же стоили любимые россиянами пуховики японского «Юникло» два года назад, ну а будет ли речь идти о сопоставимом уровне качестве, можно будет понять только опытным путем.
Впрочем, с пуховиками чуть проще: тут хотя бы понятно, что такое пуховик, и можно сравнивать подобное с подобным. Гораздо интереснее звучит тезис, будто средняя стоимость блузки составляет 1000 рублей.
Внимание, вопрос: какой блузки? Из хлопка, из шелка, из полиэстера? Где эта блузка куплена: в магазине экономкласса для студентов или в амбициозном бутике молодого российского бренда? Например, льняную рубашку отечественного бренда не купишь дешевле 2500–3000 рублей, а такая же итальянская может стоить и 5–6 тысяч. То же самое можно сказать о ценах на шерстяные свитера: у самых доступных брендов они будут стоить 2–3 тысячи рублей, а у премиальных, пусть и российских, вплоть до 20–30 тысяч.
Как объяснила в беседе с корреспондентом «МК» специалист-маркетолог Снежана Гурова, линейное сравнение здесь неуместно, ведь речь идет о нестабильном в экономическом смысле времени:
— Сравнение с аналогичным периодом прошлого года абсолютно понятно, но не вполне корректно в данном случае. Весна и лето 2022 года были в России куда более напряженными, чем сегодняшний день, и цены тогда демонстрировали куда более резкие скачки (и резкие же повышения). В 2022 году производители и поставщики еще только адаптировались к новым экономическим реалиям — санкции, более длинные цепи поставок, импортозамещение, — сегодня же к ним уже привыкли. Поэтому постепенное снижение цены на 10–20% выглядит абсолютно естественным и легко объяснимым. Если бы мы сравнили сегодняшние цены с ценами 2021 года, сюрприз был бы неприятным, — считает эксперт.
Также эксперт добавила, что даже если говорить об отечественных брендах, производство многих из них так или иначе связано с импортом: за границей закупают ткани, нитки, фурнитуру и даже оборудование.
Единственная одежда, в контексте которой говорят о подорожании, — шубы: тут цены выросли на 30%. Проверим: год назад «МК» изучал цены на меха, и тогда мы выяснили, что шубы из овчины длиной ниже колена обойдутся примерно в 60 тысяч рублей, норковая шуба стоит 150–170 тысяч рублей, а премиальные варианты и вовсе дороже 300 тысяч рублей.
Заглянем на сайт сетевого магазина меха сегодня и посмотрим похожие позиции. Цены на шубки из овчины длиной до колена стартуют от 35–40 тысяч рублей (вроде как по акции и при условии, что твой размер есть в наличии), а за 50–60 тысяч будет просто-таки хороший выбор.
Норковые шубы демонстрируют огромный разброс цен — от 45 900 рублей (за укороченную, еле прикрывающую поясницу шубку «автоледи») до 520–550 тысяч рублей (за шубу из премиального меха с отделкой из рыси или куницы). Классическая норковая шуба с капюшоном и длиной чуть ниже колена стоит примерно 230–250 тысяч рублей.
Так что и здесь нельзя говорить об однозначном снижении или повышении цен — все зависит от конкретной модели.