— Скажу сразу, что это отнюдь не веселое и увлекательное путешествие, как многим кажется, — говорит Вадим, который возит товары по сухопутному коридору на своей «Газели». — Если едете со стороны России, как у нас говорят, ориентиром для вас будет Ростов-на-Дону, и далее вам надо уходить в сторону Таганрога до первого пропускного пункта Весело-Вознесенка. Это граница с ДНР.
На КПП, как говорит Вадим, можно застрять в пробке. Однажды он простоял на Весело-Вознесенке 7 часов.
— Но каждый раз бывает по-разному. Если вы приедете на пропускной пункт Весело-Вознесенка к 4-5 часам утра или даже ночью, то прохождение границы может занять от 15 минут до одного часа. И неважно, на чем вы приехали, на легкой машине или на грузовом транспорте. Все сначала стоят в одной очереди, и только потом потоки разделяются, для легковушек выделена отдельная полоса.
Пока вы стоите на подъезде к пункту досмотра, может пойти организованная колонна, которая формируется в Ростовской области. Фуры, грузовые машины идут потоком без очереди, для них организуется «зеленый коридор». Точно так же проходят и колонны военных.
Есть еще один пропускной пункт «Успенка». От Таганрога надо уходить в сторону поселка Матвеев Курган, брать правее.
— На «Успенке» бывают и большие очереди, и поменьше. Но, чтобы потом выйти на Мариупольскую трассу, на новую дорогу, придется проехать мимо Донецка, мимо Волновахи. Поэтому в основном люди едут через Весело-Вознесенку.
Как говорит наш собеседник, как только вы проехали пропускной пункт, самое время вспомнить про комендантский час.
— В зависимости от региона он действует либо с 22:30 часов до 5 утра, либо с 23 часов до 4 утра. То есть если вы ночью пересекли границу, встаете на обочину и ложитесь спать. В комендантский час дальше ехать нельзя.
В 5 утра все просыпаются и берут курс на Мариуполь. Дорогу там сделали хорошую, вопросов нет. Где-то — 2-3 полосы, где-то — 4 полосы. Бывает, что одну полосу километров на восемь занимают фуры, которые следуют из Мариуполя. Фуры могут стоять там на досмотр по несколько суток.
Вадим предупреждает, что сразу после пропускного пункта Весело-Вознесенка надо убрать в машине видеорегистратор.
— Съемка далее запрещена. На камеру могут попасть какие-то объекты. Военные могут забрать у вас видеорегистратор, могут попросить вытащить из него флешку и заставить ее почистить.
Также наш собеседник отмечает, что на новых территориях в полях продолжается разминирование.
— Стоят флажки. Так что, выходить по нужде или чтобы сфотографироваться, не рекомендуется. Останавливайтесь только на стоянках. И вообще — сели и погнали. Доезжаете до Мариуполя, а далее дорога идет уже через город.
Будьте готовы к потрясению. Сейчас, конечно, много обрушившихся, обугленных зданий уже разобрали. Идет активное строительство. Но, когда в прошлом году я проехал там в первый раз, смахивал слезы. А я прошел Афган, многое видел. Жена, которая была со мной, просто рыдала. Там в воздухе витало горе.
Минуя Мариуполь, как говорит наш собеседник, уже попадаешь на трассу, которая идет до границы с Крымом.
— Между Мариуполем и Джанкоем у вас будет 12 блокпостов, на которых стоят военные. Две-три полосы сужаются до одной, образуя «бутылочное горло». Останавливают практически каждую машину. Проверяют паспорт, смотрят на вас, могут проверить машину. Если передвигаетесь на грузовом транспорте, могут посмотреть, какой груз вы везете. На все это уходит время. И таких проверок будет 12, на каждом блокпосту.
Неизвестно ведь, откуда вы выехали на трассу, там достаточно много прилегающих дорог. С паспорта нужно снять обложку, документ все время должен быть у вас под рукой. Не нужно спорить с военными. Не нужно ничего им доказывать, говорить, что вас уже семь раз проверяли. Лучше захватите для парней что-нибудь вкусненькое к чаю, только в закрытых упаковках. Они будут рады.
Все, вас досмотрели, пожелали счастливого пути, и вы поехали. Там только от Мелитополя нужно будет уйти налево. И дальше уже будете ехать по трассе до Джанкоя, никуда не сворачивая.
Пропускной пункт «Чонгар», который находится на административной границе Крыма и Херсонской области, с 3 июля возобновил свою работу. (После обстрела ВСУ 22 июня Чонгарского моста, движение там было перекрыто, шел ремонт дорожного полотна, строители уложились в 10 дней вместо 20 запланированных.)
Пока «Чонгар» был закрыт, грузовые машины шли через пропускной пункт «Перекоп». Легковые и рейсовые автобусы следовали через пропускной пункт «Армянск», это плюс 130 километров пути.
— Дорога около Армянска осталась еще со времен Украины. Водители оставляли там колеса, разбивали подвески, у машин, бывало, отрывало бензобаки. И такого бездорожья там 30 километров.
Теперь «Чонгар» открыт, через него идет самый короткий и удобный транспортный коридор из Херсонской области в Крым. Но там вы на легковушке встанете вместе с фурами и грузовиками в точно такую же очередь, как на пропускном пункте Весело-Вознесенка.
Потом уже потоки разделяются. Снова идет досмотр. Плюс перед «Чонгаром» на одном участке трассы протяженностью в несколько километров еще идет ремонт дороги. Там стоит светофор, организовано реверсивное движение. Сначала пропускают машины с одной стороны, а потом с другой.
Опять же, если идет колонна или военный транспорт, вы будете их пропускать. КПП там можно пройти и за 15 минут, и задержаться там на 5-6 часов. А пробки в южных регионах, на жаре, еще то приключение. В выходные дни, кстати, бывает свободнее.
Через 40 км от «Чонгара», как говорит Вадим, будет Джанкой. А дальше — кому куда. От этого городка на севере Крыма до Симферополя — 89 км, до Ялты — 183.
Наш собеседник отмечает еще одну немаловажную деталь, про которую многие не знают.
— Там где идет сухопутный коридор, вы можете забыть про свою страховку — ОСАГО и КАСКО. Теоретически она у вас есть, но ГАИ вы вряд ли там дождетесь. Я бы всем советовал, когда идет колонна военной техники, остановиться, чтобы вас случайно не зацепили. Техника там идет серьезная, причем потоком.
Соглашается с Вадимом и другой наш собеседник Игорь, который также возит грузы по сухопутному коридору, каждую неделю ездит из Симферополя в Ростов-на-Дону и обратно.
— На дороге там можно увидеть брошенные машины, хотя их и стараются убирать, — говорит Игорь. — Многие из тех, кто собирается ехать сейчас в Крым по сухопутке, задают мне странные вопросы. Спрашивают, например, есть ли там кемпинги. Интересуются, а можно между блокпостами там где-то остановиться. Или спрашивают, а есть ли там ограничения по скорости, висят ли там камеры.
Отвечаю всем сразу: люди, там рядом зона, где идет специальная военная операция. Над тем же Мариуполем может сработать ПВО. Мы это видели, получили впечатления на всю жизнь.
Тот же «Чонгар» в июне был обстрелян со стороны ВСУ. Это было ночью. Люди стояли около пропускного пункта, был комендантский час, рядом прилетело. Там в сотне километрах от дороги идут боевые действия.
Игорь говорит, что с собой в дорогу нужно брать в обязательном порядке воду, еду и бензин.
— Заправки на трассе есть, но лучше с собой взять наличку, потому что банковские карты не везде работают. Интернет там нестабильный, где-то можно его поймать, а где-то его нет. То же самое и со связью. Если есть какая-то угроза ракетной атаки со стороны ВСУ, вокруг все просто глушится. И я бы всем советовал заранее все-таки скачать офлайн-карты.
Вадим признается, что ему тоже пишут в личку те, кто собирается ехать в Крым по сухопутному коридору.
— У них на носу отпуск, в глазах, как говорится, море плещется, они воспринимают дорогу как некое путешествие. Одна женщина, например, поинтересовалась, а есть ли на трассе какие-нибудь сетевые кафе? Люди не понимают элементарных вещей.
Один лихач мне вчера доказывал, что он махом доедет до Севастополя. Будет идти 200 километров в час. Где там идти с такой скоростью? Между блокпостами? А если впереди будет фура? Их в сутки по сухопутному коридору проезжает 700.
Я ему говорил, что махом он до Севастополя не доедет. Дал расклад. От пропускного пункта Весело-Вознесенка до Мариуполя — 80 километров. От Мариуполя до «Чонгара» — 312. От «Чонгара» до Севастополя — еще 214 километров. В общей сложности надо проехать больше 600 километров. А еще придется постоять на пропускных пунктах, на блокпостах. Сказал ему, что путь до Севастополя у него может занять, с учетом пробок, до 17 часов. А если по сухопутному коридору через новые российские регионы запустят массово турпоток, вполне возможно, что встанет в одной большой пробке вся трасса.
Водитель фургона Леонид настроен более оптимистично.
— Я считаю, что это вполне безопасный маршрут, — говорит Леонид. — Раньше глаз резали плакаты, где было написано «остановка запрещена, зона обстрела». Но я, сколько здесь езжу, не видел ни одной воронки, не говоря уже о прилетах.
Когда по трассе идут военные колонны, лучше, конечно, прижаться к обочине, там много негабарита, могут невзначай черкануть по бочине машины. Никто останавливаться и разбираться не будет.
А дорога сделана хорошая. На трассе есть мобильные «точки общепита», надо просто знать места, хозяйки вам могут продать пирожки или беляши, вытащив их из бидона. Налить из термоса чай. Если прижмет, можно переночевать в гостинице в Мариуполе, там же и пообедать. А к очередям на пропускных пунктах мы относимся философски, иначе никаких нервов не хватит.