МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Газовщики выводят с рынка бытовые баллоны: начали с самых маленьких

Газовые емкости, не требующие автомобиля, теперь невозможно заправить

В этом году многие подмосковные дачники столкнулись с неожиданной проблемой: газовые заправки и распределительные организации отказываются заправлять пропан-бутаном популярные среди «безлошадных» потребителей пятилитровые баллоны. Чтобы продолжать использовать газовую плиту, необходимо заплатить не менее 5000 рублей (цена нового баллона побольше плюс замена редуктора). Заправщики признаются: для них дачники с маленькими баллонами — лишняя головная боль. Почему так происходит — выяснил «МК».  

Фото: Геннадий Черкасов

Это началось не вчера: «продвинутые» брендовые газовые заправки, ориентированные прежде всего на автомобилистов, перестали работать с пятилитровыми баллонами уже в середине 2010-х годов. Однако наиболее консервативная часть потребителей сжиженного газа этого не замечала до последнего: едва ли не большинство садовых товариществ Подмосковья было охвачено традиционной услугой обмена баллонов с доставкой.

— Все работало очень просто, - поясняет Наталья Степанова, председатель одного из СНТ Талдомского района. - По субботам в одно и то же время, около 11 утра, к ближайшему магазину приезжала машина, обменивали баллоны. Там всегда были и «пятилитровки», это любимый формат для пенсионеров: в солидном возрасте большие баллоны не поворочаешь.

С этого года «газовозы» с обменом баллонов во многих садоводствах уже не появляются: сеть значительно сократилась. Как пояснили «МК» в компании, занимающейся этой услугой в Дубне, дело в сокращении спроса. Клиенты, как сообщили в сервисе, предпочитают покупать собственные баллоны заново и заправлять их на заправках.

— Удивительно, если бы это было по-другому, - комментирует пользующаяся баллонным газом дачница из Чеховского района Подмосковья. - В последний раз я пользовалась обменом во время пандемии ковида, в 2020 году. Взамен баллона 2010 года выпуска, освидетельствованного до 2024 года, мне выдали баллон выпуска 1996 года, который был освидетельствован до 2020-го. На следующий год у меня кончился баллон посреди недели, я поехала с ним на заправку — и у меня его не приняли, пришлось покупать новый. Разумеется, на обмен я этот новый уже не отдам.

Но это — о более крупных емкостях (12, 27 и 50 литров). С пятилитровыми основная проблема заключается в собственном типе заправочного разъема — он применяется, как рассказали «МК» на АГЗС в Талдоме, только с «походными» редукторами типа «лягушка». Более крупные емкости заправляют при помощи стандартного ½" штуцера с «левой» резьбой.

— Заправить полностью такой баллон — это несколько секунд и 95 рублей, - пояснил сотрудник газовой службы. — Ради этого нет смысла морочиться с дополнительными переходниками.

Так обладатели самых компактных, легко переносимых без автомобиля газовых баллонов оказались заложниками ситуации — этот формат попросту выводят с рынка. В некоторых райцентрах сопредельных с Московской областей и в ряде других «случайных» мест, вероятно, сохраняются традиционные пункты обмена газовых баллонов, где могут по-прежнему работать с «пятилитровками», но найти их в 2023 году — уже дело большой удачи.

- В советские времена система оборота сжиженного газа была устроена радикально иначе, чем сегодня, - рассказывает экс-сотрудник «Тверьоблгаза» Алексей Жулин. - Баллоны не считались в полной мере собственностью потребителя, который был зарегистрирован как абонент газовой сети. Просто газ он потреблял не природный по трубопроводу, а сжиженный в баллонах. Была развитая сеть пунктов обмена, была доставка баллонов для обмена спецтранспортом по месту нахождения абонентов. Поэтому вопросы освидетельствования баллонов и их формата не должны были беспокоить абонентов: если бы государство решило вывести из эксплуатации те или иные баллоны, было бы соответствующее распоряжение. Сейчас баллон вроде как твой собственный, где заправиться — только твоя проблема.

Освидетельствование газового баллона «актуальных» форматов (12-50 л) обходится также в 2-4 тысячи рублей, в зависимости от региона и формы собственности заправки: те баллоны, что не проходят по дате, но технически скорее всего пригодны, забираются на обмен. Однако некоторые емкости — например, с вмятинами, трещинами, глубокой ржавчиной — принимаются лишь на утилизацию, бесплатно. «А хотите — можете сделать из него мангал, многие так и поступают», - часто советуют заправщики.

— Сейчас возиться с бытовыми баллонами невыгодно, у газовых сетей два главных акцента: это газификация домов и установка газгольдеров, - резюмирует Алексей Жулин. — В обоих случаях баллоны потребитель использовать перестает.

А ведь именно этот способ газификации (пусть он и не слишком удобный, требующий частой дозаправки) — самый дешевый для конечного потребителя. Поскольку в нем не «зашито» ни платы за техобслуживание сети (которая есть в любом вновь заключаемом контракте на поставку магистрального газа), ни крупных расходов на приобретение и обслуживание газгольдера. Но, похоже, дешевые решения не выгодны никому, кроме обычных пользователей.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах