Идея заплатить повышенные налоги за 2021-2020 годы принадлежит самим бизнесменам, а не государству. По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, предприниматели, у которых скопились «колоссальные сверхдоходы за 2021 и 2022 годы», без какого-либо прессинга со стороны государства решили сделать дополнительные взносы, чтобы в дальнейшем к ним не возникало претензий со стороны регулирующих ведомств.
По замыслу правительства, сбор в бюджет окажется единоразовым и не затронет предприятия, чистая прибыль которых за предыдущие два года не превысила 1 млрд рублей. Тем, кто выплатит windfall tax, так на Западе называют налог на сверхштатные доходы («принесенные ветром»), не позднее 28 января 2024 года нужно будет отдать 10% от сверхприбыли. При уплате сбора до 30 ноября 2023-го бизнес получит «скидку», позволяющую снизить ставку до 5%.
Сырьевую отрасль новые государственные изъятия не коснутся: отношения с нефтяниками правительство координирует посредством других специфических законодательных механизмов — НДПИ и демпфера на моторное топливо. Также освобождение от новой выплаты получат компании, созданные после 2020 года, предприятия малого и среднего бизнеса, организации-плательщиков единого сельскохозяйственного налога. Полученные средства от налога будут направлены на поддержку и развитие социальной сферы, а конкретно, как заявил ранее министр финансов Антон Силуанов, на поддержку семей с детьми. Поступления от windfall tax оцениваются правительством в 300 млрд рублей. Закон в случае принятия, скорее всего, вступит в силу с 1 января 2024 года.
«Прошлый год стал для отечественных предпринимателей временем выбора: многие определялись, сохранить ли свое место в России или переехать в страны, свободные от западных санкций», — отмечает директор департамента корпоративных финансов ИК «ИВА Партнерс» Артем Тузов. В 2021-22 годах, по оценке Минфина, российский бизнес получил прибыль на сумму примерно в 60 трлн рублей. «Очевидно, выбор сделан. Предприниматели, кто остался на национальном рынке, первыми заинтересованы в финансовой стабильности государства», — полагает эксперт.
Вместе с тем, по мнению ведущего аналитика Freedom Finance Global Натальи Мильчаковой, такое движение бизнеса навстречу государства было вынужденным в силу сложной геополитической обстановки и трудных экономических последствий для российской экономики. «Подобное условие стало превентивной мерой со стороны предпринимателей, которым не хочется в дальнейшем не попадать под постоянное повышение фискальных ставок. Такой платеж носит одноразовый характер, хотя и будет уплачиваться по итогам двух завершенных финансовых лет», — поясняет эксперт. Правда, факт выплаты многими крупными корпорациями сверхдоходов в этом году не означает, что в будущем в их отношении не будут повышаться налоги. Если государству будут необходимы дополнительные средства, то чиновники наверняка придумают и введут специальные отдельные требования, добавляет собеседница «МК».
С таким мнением согласен аналитик компании «Рынки.Деньги.Власть» Сергей Раманинов. «Увеличение налоговой нагрузки может стать трендом. В условиях дефицита бюджета (который по итогам четырех месяцев вырос почти до 3,5 трлн рублей), дополнительная финансовая нагрузка вполне закономерна».
Тем не менее, новую статью расходов коммерческим компаниям, уже давно распределившие свою прежнюю прибыль на повышение окладов сотрудникам, дивиденды акционерам и новые производственные проекты, придется покрывать за счет коррекции суммы доходов, которые в этом году рискуют снизиться. «Операционные выплаты, в рамках накапливаемых у бизнеса прибылей, должны возмещаться. Крупные бизнесмены, конечно, выплатят сверхдоходы за прошлые годы, — отмечает инвестиционный стратег «Арикапитал» Сергей Суверов. - Но социальная поддержка, которую чиновники собираются обеспечить путем «потрошения» прошлогодних сверхдоходов предпринимателей, окажет рядовым обывателям лишь относительную помощь. Казна, конечно, получит 300 млн рублей, но инфляционные тренды грозят вынуть из карманов рядовых налогоплательщиков гораздо большие суммы.