В России законное право на прибавку дополнительных дней к отпуску имеют несколько категорий трудящихся. Так, за ненормированный рабочий день начисляется 3 дня к положенному отпуску, на Крайнем Севере добавляют 24 дня, а у работников с вредными условиями труда отпуск удлиняется на 7 календарных дней — с 28 до 35 дней. Аналогичную льготу теперь предлагается ввести для работающих пенсионеров.
Напомним, что пожилые трудящиеся в нашей стране — самая невезучая социальная группа. Для нее введен мораторий на индексацию пенсии еще в 2016 году. Периодически различные сенаторы и депутаты (как правило, из фракций, не имеющих большинства в Госдуме) выдвигают предложения о том, как изменить ситуацию для работающих пенсионеров в пользу большей социальной справедливости, однако вот уже семь лет воз и ныне там. При этом, по данным Социального фонда России, число самих работающих пенсионеров в нашей стране постепенно уменьшается: по данным на 1 января этого года, их было 7,9 млн человек. За год их число сократилось на 7%, поскольку, согласно заявлениям аналитиков ведомства, часть из них перешли в категорию неработающих.
Как рассказал профессор Финансового университета Александр Сафонов, для индексации пенсии работающим пенсионерам потребуется 350 млрд рублей в год. Здесь возникает лукавое желание порассуждать о том, что если, к примеру, правительство поддержит выдвинутую в Госдуме инициативу, то средств на выплаты дополнительных отпускных дней потребуется гораздо меньше. В России средняя медианная заработная плата, по данным на начало этого года, составила 43,5 тыс. рублей. Соответственно, работодатели, в случае увеличении отпуска работающим пенсионерам на 7 календарных дней, должны будут дополнительно выплатить всего порядка 10 тыс. рублей. В целом для этого потребуется найти дополнительно около 80 млн рублей.
«Государство от такой меры в целом выиграло бы, хотя не прямо, а косвенно, — считает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. — Прежде всего потому, что если такой закон будет принят, то предложения по индексации пенсий работающим пенсионерам очень легко можно будет заморозить на неопределённый срок, объяснив, что взамен льготы, которой так долго добивались работающие пенсионеры, им предоставлена другая, и не хуже. С другой стороны, поскольку достаточно много трудящихся пенсионеров являются работниками бюджетной сферы, то государство не сможет полностью переложить выплаты льгот работающим пенсионерам в виде увеличения продолжительности оплачиваемого отпуска на частных работодателей».
Однако дело здесь не только в деньгах. По данным Сафонова, в медучреждениях, а это яркий пример бюджетной сферы, где много работающих пенсионеров, общий дефицит врачей, медсестер и поликлинического персонала достигает 75 тыс. человек. Если такие работники будут больше времени проводить в отпусках, то их просто некем будет заменить. Для частного бизнеса сотрудничать с пенсионерами из-за их длинного отпуска тоже станет невыгодным. По мнению доцента РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмилы Ивановой-Швец, это потребует дополнительных расходов на оплату отпуска и необходимости привлекать иных работников на время отсутствия пенсионера. При этом общий дефицит рабочей силы в России в период с 2017-го по 2023 год достиг 1,2 млн человек. Если предлагаемая мера будет введена, то среди всех типов работодателей — и из государственного сектора, и из частного — может возникнуть «эйджизм» (так называют дискриминацию по возрасту) в отношении работников старших возрастов и снизиться спрос на их труд.
«Сейчас рынок труда стал более лоялен для предпенсионеров, поэтому надо с большой осторожностью относиться к процессу формулирования дополнительных обязательств для бизнеса, чтобы не разрушить тонкую материю перехода к новой культуре взаимоотношений между возрастными работниками и работодателями», — призвал Сафонов. В связи с таким количеством непроработанных тем предложенная инициатива выглядит не реальной заботой об интересах работающих пенсионеров, а популизмом для привлечения внимания к некоторым парламентариям, делает вывод эксперт.