— Очень правильная инициатива, — отмечает Владимир Матягин. — На мой взгляд, надо не только польским фурам запретить ездить по территории России, но и всему грузовому транспорту из Европы. Против нас же ввели санкции и ограничения, запретили российским перевозчикам ездить по территории Европы. Но Россия сделала послабления при доставках некоторых видов товаров. В список Минпромторга попало больше 50 товаров, которые фуры из Европы везут напрямую в Россию, не перегружая их на границе.
Владимир Васильевич напоминает, что посчитали: нельзя простаивать транспорту со скоропортящимися товарами — с мясом, молочными продуктами, овощами, фруктами, кондитерскими изделиями. Что нужно как можно быстрее доставить потребителю медикаменты.
— Но в этот список попали и табак с алкоголем. На мой взгляд, тут просто крупные производители пролоббировали свои интересы. Я считаю, что это неправильно. Нашим перевозчикам перекрыли въезд в Европу, а их водителям мы даем у нас спокойно работать. Все должно быть на основании паритета.
Владимир Матягин говорит: еще в апреле прошлого года, когда были введены ограничения для российских перевозчиков, их Ассоциация грузового автомобильного транспорта написали письма и президенту, и правительству России.
— Мы предложили, чтобы все без исключения иностранные перевозчики передавали на таможенных терминалах свои грузы нашим водителям для проезда по территории России. Чтобы не было никаких послаблений. И вот только теперь решили наказать Польшу, вспомнили и русофобскую политику, и снос памятников нашим солдатам и офицерам.
Владимир Васильевич напоминает: чтобы перецепить полуприцеп, требуется 15-20 минут, контейнер можно переставить за 30 минут, на то, чтобы перегрузить стандартные 24 паллеты с товарами, нужно два часа.
Перецепка и перегрузка осуществляется в таможенно-терминальных комплексах в Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Псковской областях, а также в Санкт-Петербурге и Республике Карелия.
— Много фур из Польши колесит по нашим дорогам?
— Их сейчас уже не так много, но они продолжают доставлять ряд продуктов и товаров, на которые ограничения не распространяются. Колесят по всей России до самого Дальнего Востока. Но, опять же, между российскими и польскими компаниями существует договоренность — на их территорию заезжает 10 тысяч наших фур, столько же и польского грузового транспорта въезжает в Россию. Но нас сейчас не пускают, а им оставили возможность завозить товар.
— Вы не разговаривали с польскими водителями, не опасаются они ездить по России?
— Хочу сказать, что водители — люди подневольные, что с польской стороны, что с нашей. Между польскими и российскими дальнобойщиками нет никаких «терок» и разногласий. Бывает, конечно, что кого-то «заносит». Но в основном — все работяги, все хотят работать. Все эти санкции, вся эта «турбулентность» и распри работягам не нужны. Потому что это сказывается на работе, на бизнесе.
Владимир Матягин обращает внимание: некоторые белорусские и российские перевозчики, чтобы работать, как на территории Европы, так и на территории России, регистрировали свои компании в Польше.
— Принятые меры могут в какой-то степени сейчас на них сказаться.
Эксперты подсчитали, что издержки польской стороны при запрете транзита из Польши через территорию России могут составить около 8,5 млрд. евро. В этих перевозках занято около двух тысяч транспортных компаний, где работает более 20 тысяч человек. Многие из них могут обанкротиться.