– Ситуация на топливном рынке сейчас, действительно, напряженная. Биржевые цены на бензин дошли до пика, и это стало передаваться на АЗС. Причем на разных заправках цены разные: АЗС, которые работают в рамках нефтяных брендов, стараются сдерживать цены, независимые АЗС в большей мере испытывают сложности с поставками, соответственно у них и цены выше. Поэтому, да, на отдельных заправках в Москве можно было увидеть 95-й бензин по цене 60 рублей за литр.
– А впереди ведь летний сезон, когда люди больше ездят, путешествуют, поэтому рост цен не может не волновать население, да и правительство тоже не может относиться к этому безучастно.
– Цены на бензин влияют не только на туризм, но и на потребительский спрос, да практически на все – на стоимость всех товаров и услуг. Но я бы не стал сводить все только к росту экспортных поставок. Тут несколько причин. Первая – в прошлом году правительство сократило субсидии нефтеперерабатывающим заводам, посчитав, что они довольно серьезно нарастили экспорт, поэтому имеют и без того хорошую прибыль.
Вторая причина – дефицит топлива мог образоваться потому, что летом на нефтеперерабатывающих предприятиях проходят плановые ремонты, из-за чего снижаются объемы поставок. Удвоение этих факторов могло дать повод к разговорам о дефиците топлива на внутреннем рынке, и что рост цен на бензин связан с увеличением поставок за рубеж.
– А это не так?
– Лишь теоретически. Плановый ремонт на НПЗ всегда был, есть и будет, тут нет ничего экстраординарного, из-за этого рост цен на бензин никогда не опережал годовую инфляцию. В этом году прогнозируемый коридор роста цен колеблется от 4,5 до 6,5 %, но если он поднимется до 7-8%, вот это уже будет неприятным сюрпризом, тем более в сезон отпусков.
– Неужели для того, чтобы сдержать цены на внутреннем рынке, существует единственная мера – запретить экспорт бензина? А как же наша нефтянка этот переживет?
– Есть два варианта решения проблемы: либо правительство должно увеличить топливный демпфер (субсидии) нефтеперерабатывающим предприятиям, либо действительно придется ограничить поставки топлива на экспорт. Опять же каким образом будут регулировать поставки – за счет повышения экспортных пошлин? Просто взять и запретить экспорт нельзя. Потому что контракты заключены, их надо исполнять. Мы не можем их расторгнуть, да и нефтепереработка с этим не согласится.
– А второй вариант?
– Можно отыграть корректировку топливного демпфера. Думаю, по этому вопросу нет окончательного решения. Какие-то слухи просачиваются в прессу, но правительство будет принимать взвешенное решение. В прошлом году корректировка демпфера была нужна для упорядочивания бюджетных расходов, чтобы снизить их рост. Сейчас настало время еще раз посмотреть, что нам будет более выгодно: увеличить субсидии нефтеперерабатывающим предприятиям или же ограничить поставки бензина на экспорт?
Есть поручение президента РФ в ближайшие месяцы скорректировать параметры налоговой базы по продаже нефти и нефтепродуктов. Поэтому здесь будут принимать решения после взвешивания всех факторов, комплексно.
– Не может так случиться, что, лишившись поставок за рубеж, нефтеперерабатывающие заводы, наоборот, захотят компенсировать свои выпадающие доходы за счет внутреннего потребителя, и цены на бензин взлетят еще выше?
– Такой вариант тоже нельзя исключать, тем более что нефтяники и без того вынуждены сокращать добычу. В любом случае ограничение экспорта – это временная мера, буквально на несколько недель, от силы на месяц-полтора. Иначе дальше начнутся необратимые последствия уже для самой отрасли. Так что, будь моя воля, я бы лучше отмотал назад с демпфером.
– А у бюджета есть сейчас возможность платить НПЗ субсидии на бензин для населения?
– Бюджетная ситуация начинает выравниваться. Сегодня Минфин сообщил, что, по результатам первого квартала, дефицит бюджета сократился с 2,4 трлн. руб. до 2,1. Так что расходная траектория становится более равномерная. И, возможно, правительству не придется регулировать экспортные пошлины.