Европа подтвердила, что пока не в состоянии полностью заменить российские энергоресурсы закупками сырья из альтернативных источников. Очевидно, что у Запада есть большое желание ужесточить санкционное давление, но пережитый отопительный сезон заставляет жителей континента более трезво отнестись к выбору претензий, выполнение которых может рикошетом ударить по ним самим.
Наиболее соблазнительным выглядит энергетический сектор. На протяжении десятилетий Европа сама себя убеждала, что замены нашему газу, доля которого в энергобалансе континента еще недавно доходила до 40%, быстро найти не получится. Тем не менее, на фоне грядущих заморозок в конце прошлого года европейцы за считанные месяцы увеличили импорт сжиженного «голубого топлива» из США, Катара и Австралии. Эффект оказался весьма заметным — нефтегазовые доходы России за первые четыре месяца 2023 года сократились более чем на 52%. Между тем, поиск новых поставщиков оказался дорогим удовольствием — по оценке Bloomberg, из-за отказа от российского газа ущерб европейской экономики составил $1 трлн.
Несмотря на потери, страны Старого Света добились своего: буквально на глазах Россия из главного источника газа для Европы превратилась в третьеразрядного поставщика и по объему трубопроводного экспорта находится теперь где-то между Алжиром и Азербайджаном. В I квартале «Газпром» обеспечил всего 7,5% общего импорта газа в ЕС, тогда как еще недавно его доля составляла 30-40%. В 2022 году экспорт монополии в страны континента сократился примерно на 80 млрд — до 62 млрд кубометров, а в 2023 году, исходя из нынешнего объема поставок, зарубежные отгрузки в этом направлении рискуют упасть до 23-25 млрд кубометров.
Впрочем, как полагают эксперты, если нефтяной импорт континента, на котором присутствуют тысячи игроков, участники ЕС еще могут компенсировать авральными закупками сырья на ближневосточном рынке, то с природным газом ситуация сложнее: практически все трубопроводные линии из России по тем или иным причинам не работают, а терминалов по приему сжиженного топлива в Европе пока категорически не хватает. «Создавать дополнительные риски ценового всплеска ЕС не собирается — без газа из России быстро и дешево собрать недостающие объемы во второй раз не получится», — считает начальник управления аналитических исследований ИК «ИВА Партнерс» Дмитрий Александров.
Пока же на остающемся транзите российского газа в европейские государства зарабатывает Украина. Поставки по украинским трубам идут в минимальных объемах — около 40 млн кубометров в сутки. В год выходит примерно 14,5 млрд «кубов», что в 18-20 раз ниже былых поставок из нашей страны по этому маршруту, тем не менее, как утверждают независимые эксперты, транзитный бизнес до сих пор якобы приносит Киеву до $1 млрд в год.
Понятно, что европейцы не будут лишать своего сателлита возможности извлечь доход, тем более, если выдается шанс подзаработать на нашей стране. Любопытство вызывает один лишь пункт, который европейцы собираются включить в будущий пакет санкций: от газа из России могут отказаться любые желающие из числа участников ЕС, однако покупатели, еще не готовые или не способные к заморозке топливного потока из нашей страны, могут сохранить за собой право пользоваться российской газотранспортной системой. «Фактически, европейцы, допуская уступку по отношению к трубопроводному газу из России, сохраняют своеобразный баланс сил, — рассуждает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. — Самые непримиримые наши противники — Польша и страны Балтии — как не закупали российское сырье, так не будут покупать его впредь. Другие участники ЕС оставляют за собой возможность в крайнем случае обратиться к Москве с просьбой об увеличении поставок».